[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 4:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу** См. Толкование на [[new:1kor:04:17#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 4:17]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 19-20 **Прииду же скоро к вам, аще Господь восхощет, и уразумею не слово разгордевшихся, но силу. Не в словеси бо царство Божие, но в силе** Как между детьми, когда приходит учитель, тотчас восстановляется порядок, так и для восстановления порядка между коринфянами, как надеется Апостол, достаточно одного его присутствия. «Ибо как присутствие льва приводит в страх всех животных, так и присутствие Павла – развращающих Церковь» (святой Златоуст).– **Прииду**, говорит, **скоро**. Намерение его решительно; но как течение событий в руках Божиих, то прибавил: **аще Господь восхощет**. «Не назначает определенного времени,– так как он мог и замедлить,– дабы неизвестностию поддержать в них бодрствование» (святой Златоуст), и чтоб они, наперед зная о возможности промедления, независимо от его воли, не истолковали его криво, не в созидание себя,– если б действительно оно случилось. **Прииду** вслед за предшествующим **разгордешася**, уже намекает на угрозу; но она осталась бы очень неопределенною и потому, может быть, не произвела бы должного действия, если б святой Павел тотчас не прибавил: **и уразумею не слово разгордевшихся, но силу**. Первая мысль, какую подают сии слова, есть, что те разгордевшиеся гордились не существенным чем-либо. «Гордость их была следствием не собственных их достоинств, но отсутствия учителя, что и было знаком низкого расположения их души» (святой Златоуст). Существенные достоинства никогда не доводят до гордости, а что-нибудь случайное, призрачное, обманчиво ценимое – всегда. Апостол возвещает, что пред судом его этот призрак, гордость возбуждающий, исчезнет. Но в чем он? – В слове: **уразумею**, говорит, **не слово разгордевшихся, но силу**. Дает знать, что слово у них есть, а силы нет, и что гордятся они именно словом, а оно не имеет никакого значения пред силою, которой у них нет. Что же значит слово и что сила? Феодорит и Экумений понимают так, что **слово** означает умение хорошо говорить о деле спасения, или себе его присвоять словом без дел, а **сила** означает самое содевание спасения делом. Феодорит пишет: «подвергну,– говорит Апостол, исследованию не красноречие, но образ действий». Экумений: «Может быть, некоторые самохвально выставляли себя совершенными в духе христианами, не будучи таковы на деле. Апостол и говорит: приду и узнаю, праведно ли вы себя восхваляете. Ибо самохвальничать без дел есть дело недостойное, но надобно, чтобы словам отвечали и дела. Не слова нужны, но то, чтобы делать духовное дело (спасения). Слова без дел не введут в царство небесное, но то, если ты самим делом совершаешь свое спасение, делая достойные его дела». Святой Златоуст, святой Дамаскин и Феофилакт **слову** противополагают **силу** знамений. Вот за всех их речь святого Златоуста: «Но почему же ты не хочешь смотреть на **слово**? Не потому, что я скуден в **слове**, но потому, что наше дело в силе. Как на войне одерживают верх не много говорящие, но много делающие, так и здесь победа принадлежит не говорящим, но действующим. Ты гордишься, говорит, красноречием. Если б теперь было поприще и время риторов, то ты справедливо мог бы гордиться им; но так как теперь время Апостолов, возвещающих истину и подтверждающих ее знамениями, то для чего ты гордишься делом излишним, ничего не значащим и не могущим принести в настоящем никакой пользы? Ибо может ли красноречие послужить к воскрешению мертвого, к изгнанию злых духов или к совершению какого-нибудь другого подобного чуда? А теперь это нужно, и чрез это утверждается наше дело. Посему и присовокупляет: **не в словеси бо царство Божие, но в силе**. Мы побеждаем, говорит, знамениями, а не красноречием, и величайшим доказательством того, что наше учение Божественно и что мы возвещаем царствие небесное, представляем знамения, которые совершаем силою Духа. Таким образом, если превозносящиеся ныне хотят быть великими, то, когда приду, пусть покажут, имеют ли они такую же силу, а не выставляют мне пышность красноречия, потому что это искусство не служит нам ни к чему». Это есть настоящее значение силы, являемой в царстве Христа Господа. Святая Церковь основана проповедию святых Апостолов, //Господу поспешествующу, и слово утверждающу последствующими знаменми// [[new:mk:16:20|(Мк. 16, 20)]]. Святая Церковь силою Духа Божия, в ней живущего, есть то, что есть. Силою Духа Божия простые люди делаются христианами; ею же и пребывают ими, и восходят на последние степени совершенства христианского, когда она начинает проявляться в них явно и осязательно,– так что существо христианства состоит в явлении сил Духа. Отсутствие их обличает ложность направления хвалящихся словом истины, или нравственную лживость присвояющих себе настоящее христианское совершенство. Святой Златоуст коснулся здесь силы Духа, поколику она проявлялась в первоначальном насаждении Церкви на земле; но в других местах он с такою же убедительностию раскрывает и ту истину, что и в жизни христиан, если бывает что существенное и ценное, все то исходит от Духа. На этом пункте можно и первое мнение согласить с настоящим, то есть под силою разуметь жизнь, или содевание спасения, и все существенное в христианине, присовокупив к тому: поколику все сие есть плод силы Духа Божия. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу** **Но приду скоро и узнаю не слово возгордившихся, но силу** их. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу** Этими словами низлагает гордых и возбуждает их к трезвению. И хорошо присовокупил: **если угодно будет Господу**, ибо все происходит по Его мановению. **И испытаю не слова возгордившихся, а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе** Коринфяне, надеясь на красноречие, презирали Павла как человека неученого; посему он говорит: буду смотреть не на красноречие ваше, ибо не оно нужно, но на **силу**, обнаруживающуюся в знамениях. Ибо Царство Божие проповедано и утверждено не пышностью слова, но знамениями, совершаемыми силой Святого Духа. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Севериан Габальский ===== **но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу** Апостол возвещает свой приход, чтобы они успели исправиться. Итак, в негодовании он вынужден был сказать: **я приду**, – а из благоговения прибавил: **если угодно будет Господу**. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу** Павел упоминает о своем желании прийти, но с Божия соизволения, поскольку Бог больше ведает, чем человек. То есть, если Бог найдет важным, то разрешит, а если он не придет, то Бог тем самым покажет недопустимость их негодования. **И испытаю не слова возгордившихся, а силу**. Апостол осуждает их, поскольку они уже втайне обсуждали и негодовали, как будто уже достойные посещения апостолом. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу** См. Толкование на [[new:1kor:04:18#lopuxin_ap|1 Кор. 4:18]] [<10>]