[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 7:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа** См. Толкование на [[new:1kor:07:01#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 7:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Но блудодеяния ради кийждо свою жену да имать, и каяждо жена своего мужа да имать** Иметь жену, иметь мужа значит жениться и замуж выходить, то есть вступать в брак; а не то, чтоб иметь общение вступившим уже в брак. Апостол говорит: всякий слабый мужчина пусть женится, и всякая слабая женщина пусть замуж выходит. Чего ради? – **Блудодеяния ради**,– чтоб не падать в блуд от невоздержания. Брак имеет и другие цели; но Апостол выставляет на вид опасную для нравственности сторону безбрачия. Лучше, говорит, быть свободну от брака, но, кто не может выдержать, как должно, сего состояния, лучше брачься. Два состояния вводит он в христианство. В том и другом можно угождать Богу и спасаться; но в первом это делать удобнее, во втором – менее удобно. Можно к сему прибавить, что брачному нельзя дойти до такого совершенства духовного, как безбрачному. Брак – для немощных. Немощь эта телесная и духовная. Есть сложения тела, более располагающие к похотливости, и есть сложения более трезвенные (холодные); равно есть дух ревности сильный, и есть ревность слабая. Сильно ревнующий о спасении духа и естество преодолеет, при благодати Божией, подающей и ревность ту, а мало ревностный и с трезвенным сложением не сладит. Предлежит выбор благоразумию и самопознанию. Иные хотят из слов Апостола вывести обязательность брака; но можно вывести и противное, если предоставим решать дело своим соображениям. Остановимся лучше вниманием на том внушении, какое дает святой Павел здесь брачным. «Самою причиною дозволения брака он побуждает брачных к воздержанию» (святой Златоуст). «Если блудодеяния ради допускается брак, то брачные не должны необузданно сходиться, но держать себя в возможной трезвенности» (Феофилакт). Животные, действующие по инстинкту, однажды в год испытывают возбуждения, ради которых для людей установляется брак. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа** См. Толкование на [[new:1kor:07:01#prp_efrem_sirin|1 Кор. 7:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа** Говорит о той и другой стороне. Ибо может статься, что муж любит целомудрие, а жена нет, или наоборот. Словами **во избежание блуда** побуждает к воздержанию. Ибо если брак позволяется во избежание блуда, то соединенные браком уже не должны совокупляться между собой без всякой умеренности, но - целомудренно. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа** [Апостол говорит:] хвалю вас за то, что вы пожелали сохранить непорочность, воздерживаясь от общения с женами, но подумайте не только о себе, но и о женах. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа** Но сколь ни почтенно само по себе безбрачное состояние, оно не может быть явлением обычным и общим правилом жизни. - //Но во избежание блуда// (τάς πορνείας). Это множественное число (от πορνεία) напоминает о множестве искушений и грехов этого рода, существовавших в Коринфе. - //Каждый - каждая// - конечно за теми исключениями, какие указаны в стихах [[new:1kor:07:07|7]] (особое //дарование// к безбрачной жизни) и [[new:1kor:07:25|25-28]] (о девах). - Некоторые толкователи видят в этом месте унижение брака, который, по апостолу, имеет как будто только отрицательное значение, как защита от разных проявлений блуда. Говорят, что по Апостолу выходит, что брак есть зло, хотя и меньшее, совершать которое нужно только для избежания большего зла. Но на это возражение нужно сказать, что Ап. вовсе и не хотел здесь предлагать какую-нибудь свою теорию о браке: он только отвечает на предложенный ему коринфянами вопрос. А [[new:1kor:07:14|ст. 14-й]] рассматриваемой главы и [[new:1kor:11:03|ст. 3-й]] главы ХІ-й, где брак поставлен в соотношение с отношением между Христом и человеком, а затем между Богом Отцом и Христом, ясно свидетельствуют о том, что Ап. Павел имел достаточно определенное представление о нравственной стороне брачного соединения. См. также Толкование на [[new:1kor:07:01#lopuxin_ap|1 Кор. 7:1]] [<10>]