[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 7:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь** **«Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится»** [[new:1kor:07:15|(1Кор.7:15)]]. Здесь дело уже не в прелюбодеянии. Что же значит: **«если же неверующий хочет развестись»**? Например, если он повелевает тебе приносить жертвы и участвовать в его нечестии по праву супружества, или уйти, то лучше оставить брак, нежели благочестие. **«Брат или сестра в таких случаях не связаны»**. Если неверный ежедневно из-за этого оскорбляет и заводит ссоры, то лучше разлучиться. Это выражает (апостол) словами: **«к миру призвал нас Бог»**. Он (неверный) сам подает к тому повод, подобно как и прелюбодействующий. //**Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще ли неверный отлучается, да разлучится. Не поработися бо брат или сестра в таковых; в мир бо призва нас Господь Бог** Как идоложертвенное есть, при здравом понятии, что идол – ничтоже есть и не может иметь никакого влияния на свойство пищи, не делает нечестивым ядущего, ибо нечестие в признании идола чем либо; так и жить с неверным в брачном общении не делает нечистым, как делают нечистым блуд и прелюбодеяние. Естественное дело сожительства само по себе ничего не имеет нечистого, нечистым делают это в блудниках и прелюбодеях похотные пожелания. Посему Апостол и повелел жить спокойно в брачном союзе с неверными. Но узаконил это не безусловно, а под условием согласия неверующего лица. Коль же скоро этого согласия нет, то есть если неверный муж не хочет жить с женою верною, а предлагает ей или возвратиться к прежнему нечестию, или оставить его, то очевидно, что должно оставить такого мужа, ибо о том, чтоб изменить вере и думать не следует, а оставаться с мужем при вере, наперекор ему, значило бы вводить намеренно разлад и ссоры в семью. Итак, говорит: мира ради оставляйте таковых мужей и жен; в таком случае вы свободны от ига брачного, не подработны ему. «Сторона верующая,– говорит Апостол,– да не подаст повода к разлучению; а если сторона болящая захочет разойтись, ты невиновен и свободен от обвинения» (Феодорит). «Если неверный повелевает тебе приносить жертвы и участвовать в его нечестии по праву супружества или же оставить его, то лучше оставить брак, нежели благочестие. Если неверный ежедневно оскорбляет и заводит ссоры, то лучше разлучиться: **в мир бо призва нас Господь Бог**. Неверный сам подает к этому повод» (святой Златоуст). Но как же **в мире призва Господь**, когда сам Господь говорит: //не приидох воврещи мир на землю// [[new:mf:10:34|(Мф. 10, 34)]]? – «Сказанное Апостолом не противоречит учению Господню, но объясняет его. Ибо, говорит, спасительная проповедь не смятение вводит в жизнь, а, напротив того, домогается паче истинного и боголюбивого мира. Расторгает сперва худое согласие (в нечестии) и разногласием достигает похвального единомыслия. Ибо приявшие Божественную проповедь, став учителями неверных, производили сверх чаяния чудный переворот и разъединившиеся семейства приводили в достолюбезное согласие. Это и выражает Апостол тотчас» (Феодорит). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь** **Если же неверующий хочет отделиться** от самого верующего, **пусть отделяется**, ибо нет в этом никакой необходимости и опасности для верующего. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится** Например, если он повелевает тебе или принять участие в его неверии, или отказаться от прав брака, то разведись. Ибо лучше разрешить узы брака, нежели нарушить благочестие. **Брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь** Если муж ссорится с тобой за то, что ты не принимаешь участия в его неверии, то разведись с ним. Ибо ты не порабощена ему в таком случае, то есть тебя не принуждают следовать за ним и в таковых делах. Лучше разделиться с ним, нежели ссориться; потому что и Бог не хочет этого: //к миру призвал нас Господь//. Итак, если муж ссорится с тобой, то этим он сам подал причину к разводу. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь** Верующая сторона, говорит апостол, пусть не подает повода к разлучению. А если больная сторона захочет разойтись, ты невиновен и свободен от наказания. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь** То есть, не стоит уважения супруг, который ненавидит Отца брака; недостоин одобрения такой брак, который не посвящен Богу. А через то и нет греха тому, когда соединился с другим и кто отвергнут из-за Бога. Оскорблением Творца упраздняется право брака для того, кто оставлен, и не к обвинению в связи с другим. Неверный разводящийся согрешает и в браке, и в Боге, поскольку не захотел жить в браке, посвященном Богу. Отсюда не следует хранить ему верность супружескую, поскольку оттого отступил, что не желает слышать, что творец брака есть Бог христиан... Истинно, что не стоит судиться с уходящим, ибо из ненависти к Богу ушел и уже через это не будет достойным. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-16 **Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены** В том случае, когда супруг-нехристианин не хочет жить в супружестве с христианкою, последняя должна уйти от него. - //В таких случаях не связаны//. Ап. имеет здесь в виду, конечно, преходящий характер всех земных отношений, по сравнению с вечными интересами, которые только и имеют обязательное значение для верующего. - //К миру// (εν ειρήνη) - точнее: "в мире". Ап. хочет сказать, что верующие призваны //в мире,// т. е. получили мир с Богом, и в силу этого вся земная их жизнь должна носить на себе печать мира. - //Почему ты знаешь//... Уступчивость, спокойное согласие на развод, какое дает супруга-христианка своему супругу-язычнику, может быть, еще более расположит его к христианской религии, и к сознанию своей вины пред женою, чем упорное отстаивание женою своих прав на совместную жизнь с мужем. См. также Толкование на [[new:1kor:07:10#lopuxin_ap|1 Кор. 7:10]] [<10>]