[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 7:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов** См. Толкование на [[new:1kor:07:16#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 7:16]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Призванный бо о Господе раб, свободник Господень есть; такожде и призванный свободник, раб есть Христов** Свободник,– απελευθερος, вольноотпущенный. Состоянию рабства и отпущению на волю внешнему противопоставляет Апостол вольноотпущенность в Господе Иисусе Христе и рабство Ему. Тут они оба сходятся в одном и том же лице. Свободность в Господе есть освобождение от рабства греху, миру и диаволу. Она производится в сердце на основании веры благодатию Святого Духа, чрез таинства сообщаемою. Обратившийся к Господу и таинственно с Ним соединившийся есть уже свободник Христов: таково таинство веры нашей. Но эту свободу получает он вследствие совершенного предания себя Господу и полной покорности воле Его, какие свидетельствует он в начале решимостию, а потом во всю жизнь всеми делами своими. В то самое время, как он всею душою отдаст себя таким образом в рабство Господу, Господь благодатию Своею освобождает его от прежнего нравственного рабства, враг изгоняется из сердца, обаяния мира разоблачаются и видятся в их отталкивающем безобразии, и над живущим внутрь грехом дается власть попирать его и наступать на выю его всякий раз, как подымет он голову свою. Это происходит со всяким,– раб ли он, или свободен внешне, будь он царь – все одно. «В отношении ко Христу, говорит, тот и другой равны. Как ты – раб Христов, так и господин твой. Когда же раб бывает свободным, оставаясь рабом? Когда он освобождается от страстей и душевных болезней, когда не предается корыстолюбию, гневу и другим подобным страстям» (святой Златоуст). Ибо кто в такой мере свободен, в какой освободившийся от греха? И кто рабствует в таком горьком рабстве, в каком состоящий в рабстве у страстей? (Феодорит). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов** **Ибо в Господе призванный раб свободен есть**, вследствие самого крещения **Господа** нашего: а кто **свободным призван**, тот чрез смирение **раб есть Христов**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов** Свободным называется тот, кто освобожден от рабства. Итак, говорит: ты, который уверовал в состоянии рабства, ты - свободный Господа; ибо Христос освободил тебя и от греха, и от оного внешнего рабства, хотя ты и раб. Кто не покоряется страстям, имея душу благородную, тот не раб, хотя и кажется таковым. С другой стороны, иной свободным призван к вере; такой - раб Христов. Итак, если название рабства возмущает раба, то пусть уразумеет он, что он сделался свободным во Христе, а эта свобода гораздо важнее человеческой. Опять, если имя свободы надмевает свободного, то пусть уразумеет такой, что он - раб Христов и смирится, представляя, что он подчинен такому Владыке и должен угождать Ему. Видишь ли мудрость, с какой дает апостол наставления рабам и свободным. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов** Вырвавшийся из грехов, которые истинно характеризуют раба, становится свободным. Ибо тот во всем есть раб, кто неразумно поступает, ведь уже древним было по нраву разумных свободными называть, а всех неразумных - рабами. Как говорит Соломон: //Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство// [[old:pr:17:02|(Притч. 17:2)]]. Так и верующий: хотя и раб до времени, но, поступая премудро и веруя во Христа, станет свободным Господа. Если же грехи делают рабов, так и Хам, сын Ноя, по причине греха и неразумия своего стал рабом . Когда кто получает отпущение грехов, свободным становится. Сходным образом, названный **свободным** есть раб Божий. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Экумений ===== **Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов** От преизбытка слов апостол хочет показать равенство раба и господина, поскольку мы все - **свободные Господа**, поскольку Он освободил нас от тирании сатаны, и **рабы Христовы**, поскольку, освободив нас, Он покорил нас собственному Царству. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== Cт. 22-23 **Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков** Ап. считает тем более естественным для раба-христианина оставаться в рабстве, что в среде христианской различия между господами и рабами в действительности не существует. - //Призванный в Господе//, т. е. призванный чрез Господа Иисуса Христа. Если он пошел на этот зов, то тем самым стал в душе свободным, и рабство для него не страшно. Наоборот, призванный свободный человек чувствует, что он стал слугою Господним, и это доставляет ему не печаль, а радость. В виду того, что Бог приобрел христиан в рабы Себе дорогою ценою - пожертвованием Сына Своего за грехи людей, - христиане должны служить только Богу и не становиться в отношение рабского подчинения к людям - разным агитаторам, которые, вероятно, уговаривали коринфян - рабов сбросить с себя рабство какими бы то ни было средствами, как совершенно негармонирующее с их высоким положением избранников Божиих (ср. [[new:1kor:04:15|IV:15]] и [[new:1kor:04:08|IV:8)]]. См. также Толкование на [[new:1kor:07:10#lopuxin_ap|1 Кор. 7:10]] [<10>]