[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 7:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие** См. Толкование на [[new:1kor:07:27#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 7:27]] **//Беседы на 1-е Послание к Коринфянам.//** ---- Павел повелевает и брачным во всем уподобляться монахам: **«время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие»**. Следовательно, как бы сказал так: я не повелеваю удаляться на верхи гор, хотя желал бы того, потому что города поступают подобно содомлянам, – впрочем, не понуждаю к тому. Пребывай дома с детьми и женой; только не бесчесть жены, не соблазняй детей, и не вноси заразы со зрелищ в дом твой. Слышишь ли, что говорит Павел: //«муж не властен над своим телом, но жена»// [[new:1kor:07:04|(1Кор. 7:4)]]? Он обоим полагает общий закон. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 7-я.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие** Практикующие телесное бесплодие должны заботиться о плодоносности души, и неспособные плотью иметь детей должны стремиться иметь детей духовных. Все добрые дела суть наши дети; совершающие изо дня в день дела добрые не останутся без потомства духовного. //**Проповеди.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **Сие же глаголю, братие, яко время прекращено есть прочее, да имущии жены, якоже не имущии будут** Что означает: **«Время – коротко»**? – Кратка – жизнь, близка – смерть, тленен – сей мир, вечно пребывающ только иной (мир). Переплавляет же нас для оного мира незыблемое презрение здешнего мира, готовность для оного будущего века, жизнь, по возможности, далекая от укладов здешней жизни и ведомая по образу жизни оного века, и бежание, насколько есть силы, от вреда здешней жизни, по как при учащенных нападениях врагов на окрестности города, мы обладаем имением, как бы и не обладая им и большей частью времени бежим с него, и в безопасности пребываем внутри (городских стен), и если бы враг на время отступил, то на краткое время пользуемся возможностью выйти из города, но не злоупотребляем временем, зная что время для пользования дорого; так и сим миром пользоваться, но не злоупотреблять им – прекрасно увещевает Апостол: потому что он видит, что враги жестоко нападают и ожидается конец: ибо проходит, говорит он, образ мира сего; и поскольку этот мир не прочен, но как Апостол сказал, нынешнее есть не иное что, как – образ: и в действительности бывает и в то же время ничего нет, на краткое время показывается и тут же проходит; то если бы кто и желал удержать, никак не может этого сделать; это – как легкий облак, гонимый ветром в летнее время, который бросает быстро пробегающую тень. Оттуда – и самый совет, чтобы каждый из нас проявил явное душевное изволение и дал пример в осознании, данных Богом наставлений: потому что если бы кто и захотел удержать, как я сказал, однако все принадлежащее нынешнему веку не удержимо, и то по двум причинам: ибо не только век сей мимотечет, но и каждый из нас, пользующийся сим миром, бывает лишь на время и прежде чем чем-то в мире овладел, уходит из него. (И как бы шествуя каким-то путем, проходит всякий человек), и по пути этому происходит многоразличное движение, проходящее мимо него; и по необходимости происходит одно из двух: либо мимотекущее по пути ускользает от него, и то, чем он обладал, он уже не в силах удержать, либо – сам он, проходя, в конце концов уходит с сего пути жизни, и не может удержать того, что дает жизнь; потому что человек, будучи смертным, привязан к житейским делам, а и они – подвержены переменам. **//Омилия 19. На Евангелие Христово о самарянке.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Сие же глаголю, братие, яко время прекращено есть прочее, да имущии жены, якоже не имущии будут** **Сие же глаголю**. Этими словами и внимания особого требует, и вместе показывает, что приступает к объяснению пункта, не совсем ясно высказанного, знать который, однако же, необходимо. Объясняет, что за скорбь и что за нужда. Чем? – Тем, что, говорит – **время прекращено... преходит образ мира сего**. Что же из того? Пусть время прекращается, пусть преходит образ мира, нам-то что? – То, что с этим будет сопряжено такое всех поражение, что все про все забудут: мужья про жен, жены про мужей, радостные про радость, печальные про печаль, и все пользующиеся какими-либо благами мира про эти блага. Как во время испуга все вытесняется из сознания и все его обнимает один испуг, так что испуганные, видя, не видят, слыша,– не слышат: так будет в это время. А оно – вот-вот, на дворе уже почти. Так когда тут до женитьбы?! Когда тут до утех каких и удовольствий! Не лучше ли наперед так себя расположить и подготовить, чтоб время то меньше нас поразило? Что значит: **время прекращено**? – «Здешняя жизнь стремится к концу, близко окончание настоящего века» (Феофилакт). «Чтоб на предыдущие слова: **скорбь имети будут таковии**, не сказал кто: но будут иметь и удовольствия, Апостол отсекает чаяние удовольствия тем, что представляет время прекращенным. Все идет к разложению, царство Христово приблизилось, в него предлежит нам преселяться, так что если и возможно какое удовольствие, то оно мгновенно и только увеличит скорбь» (Феофилакт). «Нам заповедано уже идти отсюда и готовиться к исходу, а ты стремишься внутрь (то есть глубже в жизнь сию входишь). Если бы брак не сопровождался никакими скорбями, и в таком случае надлежало бы стремиться к будущему; если же он сопровождается скорбями, то какая нужда налагать на себя бремя? Какая необходимость налагать на себя такое бремя, которое и приняв, должно нести так, как бы не приняв?» (святой Златоуст). Таким образом, словами: **время прекращено**, Апостол поставляет в такое же настроение, в какое поставляет и Господь, говоря: //бдите, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет. Сие же ведите, яко аще бе ведал дому владыка, в кую стражу тать приидет, бдел убо бы, и не бы дал подкопать храма своего. Сего ради и вы будите готови; яко, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет// [[new:mf:24:42|(Мф. 24, 42–44)]]. //Блюдите, бдите, молитеся; не весте бо, когда время будет. Якоже человек, отходя оставль дом свой, и дав рабом своим власть, и комуждо дело свое, вратарю повеле, да бдит. Бдите убо; не весте бо, когда Господь дому приидет, вечер, или полунощи, или в петлоглашение, или утро; да не пришед внезапу обрящет вы спяща// [[new:mk:13:33|(Мк. 13, 33–36)]]. Память об этом, укоренившись и объяв сознание, паче же падши на чувство, изменяет взгляд на все сущее и бывающее до противоположности. Кто восчувствует, что есть сей час Господень, тот уже не остановится ни на чем земном, а весь перейдет в иной мир, в тот, где ни женятся, ни посягают, где упразднены будут и чрево, и брашна. Выбивает из памяти этот решительный момент то, что ждем-ждем, и все нет его. Но ведь, все же он будет, и будет так, как сказал Господь – внезапно. К тому же все одно – не он, так смерть вот-вот настанет; решение же для нас и при этом такое же, как и при том. Итак, все одно – нечто в каждое мгновение готово постигнуть нас такое, при чем решится участь наша на вечные веки.– **Время прекращено есть прочее**. Нечего тебе его растягивать на годы и десятки годов. Сократи его на одно мгновение, и с этою мыслию переходи от мгновения к мгновению, так до конца жизни. Стань в такое настроение,– тогда, и имея жену, будешь как не имеющий, то есть забудешь про все брачное,– а не только не станешь загадывать жениться, если не имеешь жены. «Что значит: **яко неимущии**? – То есть забудут про брачное ложе и не будут внимать женам, когда пристают с требованиями исполнить их безумные мирские желания» (Экумений). «Не будут к ним привязаны, не всю заботу будут обращать только на брачное и на жен» (Феофилакт). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие** **Ибо время**, то есть, или конец, или день кончины нашей, **сокращено есть** и приспело. Поэтому **и имеющие жен**, - да будут как не имеющие. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие** На слова: **время прекращено есть прочее**. Ни один из апостольских законов не оставляет без награды исполняющего оный. Ни один из них не лишен пользы, как клевещут зломудренные манихеи, своей негодностью много превосходящие диавола. **Время прекращено есть прочее, да имущии жены, яко же не имущии будут**, - написал Апостол, запрещая не законное сожитие, но возбраняя бесчинное сладострастие, а вместе с тем указывая и на близкое скончание времени. Если, говорит он, жизнь проходить спешно, то не надобно иметь к ней пристрастие, как к постоянной. //**Письма. Книга I.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== Ст. 29-31 **Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего** Мысль апостола та, что так как по принятии благодати Христовой всем земнородным открыт вход в вечное Царство Христово на небесах, то все должны деятельно стремиться к нему и не связываться никакими мирскими связями. Теперь, говорит, конец попечениям житейским, земным, пора думать о небе: **Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие... и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего**, то есть живи в мире и подчиняйся его обстоятельствам, но столько, сколько можно позволить временному страннику, который озабочен путешествием к горнему отечеству. Имеешь ты жену – живи с нею в любви и согласии, но не привязывайся к ней всею душою своею до забвения Бога и той жизни, в которой ни женятся, ни посягают; не делай ее целию твоей жизни и преимущественным предметом твоих забот: **имеющие жен должны быть, как не имеющие**. Ты, купец, – покупай и продавай, но не делай своей торговли целию твоей жизни, не привязывайся слишком к деньгам: **покупающие** (да будут), **как не приобретающие**. Хочешь жить в мире и наслаждаться его удовольствиями? – Вкуси их, если хочешь, но не пресыщайся ими (разумею позволенные удовольствия). Не живи только для них: **пользующиеся миром сим, как не пользующиеся**. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Севериан Габальский ===== **Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие** Если **имеющим жен** хорошо быть **как не имеющим**, то не лучше ли девство? //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие** Павел говорит о времени как о коротком сроке в свете неизбежного конца света... Поскольку конец мира близок, не следует заботиться ни о продолжении потомства, ни о принесенной через это пользе - чтобы быть прозорливыми и бодрствующими в делах божественных, укрепляться в соблюдении закона, в неминуемой битве выстоять. Ибо такое давление и тяготы настанут, каких никогда не бывало, и многие упадут в сети диавола, отчего никто из нас не желает, чтобы это произошло на его веку, боясь предсказанных Спасителем бедствий. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 29-31 **Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего** //Время уже коротко.// Не далеко уже отстоит тот момент, когда должен окончиться настоящий порядок вещей. Мы не знаем, сколько времени продолжится настоящий фазис жизни Церкви (ср. [[new:mk:13:32|Мк XIII:32]]). В виду этого не должно погружаться сердцем и мыслью в земное; брак, радость, печаль, торговля и вообще пользование миром - все это скоропроходяще. Конечно, Ап. не лишает христиан всякой радости и не запрещает заботы о мирском, а только предостерегает от чрезмерности в том и другом. - //Пользующиеся миром// - это выражение обнимает и брак, и собственность, и торговлю, а также всякую политическую, научную и художественную деятельность. Все такие люди должны, по Апостолу, смотреть на то, что занимает их, как на временное, скоропроходящее, не привязываясь к нему всею силою души. - Можно ли это требование приложить и к христианам настоящего времени, пред которыми не стоит с такою рельефностью призрак близкого конца мира? Вполне возможно, потому что ни один человек не должен быть уверен в прочности результатов своей деятельности: и в науке, и в искусстве, и в политике все постоянно заменяется одно другим и, следов., в общем, чувства современного христианина не должны разниться от тех чувств, с какими работал в разных областях жизни и искусства христианин апостольского века. А как провести границу между //пользованием// и //непользованием миром// - об этом уже должен сказать христианину его нравственный такт. См. также Толкование на [[new:1kor:07:25#lopuxin_ap|1 Кор. 7:25]] [<10>]