[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 7:39 ====== ===== Ап. Ерм ===== **Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе** Если муж или жена умрет, говорю я, и один из них вступит в брак, согрешает ли вступающий в брак? Не согрешает, говорит он, но если останется сам по себе, то приобретает себе большую честь и великую славу у Господа. Но если вступит в брак, не согрешает. //**Пастырь Ермы.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе** См. Толкование на [[new:1kor:07:27#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 7:27]] ---- Она не должна отделяться от живого мужа, принимать другого супруга, или вступать в другой брак. И заметь, с какою точностью он употребляет сами выражения. Не сказал: пусть живет вместе с мужем, пока он жив, но что? **«Жена связана законом, доколе жив муж ее»**, так что, хотя бы он дал ей запись отпущения, хотя бы она оставила дом и ушла к другому, она связана законом, она и в та­ком случае – прелюбодейка. Поэтому, если муж захочет отвергнуть жену, или жена оставить мужа, то пусть вспомнит это изречение и представит присущим Павла, который, осуждая ее, вещает: **«жена связана законом»**. Как беглые рабы, хотя оставляют господский дом, влекут за собою и свои цепи, так и жены, хотя бы оста­вили мужей, имеют вместо цепей закон, который осуждает их, обвиняет в прелюбодеянии, осуждает и тех, которые берут их, и говорит: муж еще жив, и дело это есть пре­любодеяние. **«Жена связана законом, доколе жив муж ее»**. И //«кто женится на разведенной, тот прелюбодействует»// [[new:mf:05:32|(Мф.5:32)]]. Когда же, скажешь, можно будет ей вступить во второй брак? Когда? Когда она освободится от цепей, когда умрет муж. Объясняя это, апостол не прибавил так: когда «скончается» муж ее, она свободна выйти, за кого хочет, но: **«умрет»** (κοιμυή, упокоится), – как бы утешая ее во вдовстве и внушая оставаться при прежнем и не соединяться со вторым супругом. Не умер муж твой, а спит. Кто не ожидает спя­щего? Поэтому он и говорит: **«если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет»** не сказал: пусть вступает в брак, чтобы не показалось, будто он заставляет и принуждает; он и не препятствует желающей вступить во второй брак, и не заставляет нежелающую, но сказал закон такой: **«свободна выйти, за кого хочет»**. Называя ее свободною после смерти мужа, он выразил, что прежде этого, при его жизни, она была рабою; а, будучи рабою и подчиненною закону, хотя бы она получила тысячу раз запись отпущения, она по закону виновна в прелюбодеянии. Рабам позволительно переменять живых го­спод, а жене непозволительно переменять мужей, при жизни мужа, потому что это – прелюбодеяние. Не указывай мне на за­коны, постановленные внешними, дозволяющие давать запись отпущения и разводиться. Не по этим законам будет судить тебя Бог в тот день, а по тем, которые Он сам постано­вил. И мирские законы дозволяют это не просто и не без огра­ничения, но и они наказывают за это дело, так что и отсюда видно, что они неблагосклонно смотрят на этот грех, потому что виновницу развода они лишают имущества и отпускают без всего, и того, кто подает повод к разводу, наказывают денежным убытком; а они, конечно, не поступали бы так, если бы одобряли это дело. Апостол сказал: **«свободна выйти, за кого хочет»**, и присовокупил: **«только в Господе»**, предоставляя свободу и вместе ограждая эту свободу, уступая власть и вместе полагая этой власти пределы и законы со всех сторон, напр. – чтобы жена не принимала в дом мужей беспутных и развратных, или упражняющихся на зрелищах, или склонных к прелюбодеянию, но с честностью, с целомудрием, с благоговением, чтобы все делалось во славу Божию. Так как часто многие жены, по смерти первых мужей, сначала пре­давались блудодеянию, а потом принимали следующих, и придумывали другие нечистые способы жизни, то он и прибавил: **«только в Господе»** – чтобы второй брак не имел ничего подоб­ного. Таким образом, вдова может избавиться от обвинений. Всего лучше – ожидать умершего мужа и соблюдать условия с ним, избрать воздержание и находиться при оставшихся детях, чтобы приобрести большее благоволение от Бога. Если же кто захочет вступить во второй брак, то нужно делать это с цело­мудрием, – с честностью, согласно с законами, – потому что и это дозволяется, а запрещается только блуд и прелюбодеяние. **//Беседа на слова: Жена связана законом, доколе жив муж ее.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Жена привязана есть законом в елико время живет муж ея; аще же умрет муж ея, свободна есть, за негоже хощет посягнути, точию о Господе** Вышедшая замуж **привязана законом** к мужу, чтоб его только одного знать, и к брачному состоянию, чтоб не бросать его по произволу. Прежде вступления в брак обдумывай, вступить или не вступить; а когда брак совершен, живи с мужем, пока он жив. А когда он умрет, тогда ты свободна, за кого хочешь выходи, только **о Господе**. **О Господе** значит: «выходи за верного, благочестивого, целомудренно, законно» (Феодорит). «С целомудрием, с чистотою, ибо эти добродетели везде нужны, и о них всегда должно заботиться: иначе невозможно узреть Бога» (святой Златоуст). «Для деторождения и воспитания чад в страхе Божием, а не по страсти похотной» (Экумений). «И этого достаточно к обличению последователей Новата, которые осуждают второй брак как блудодеяние, прямо вопреки апостольским законам» (Феодорит). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блаж. Августин ===== **Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе** Хотя супружеская измена есть смерть не тела, а, что еще хуже, души, речь у апостола здесь идет о смерти телесной. Если исходить из того, что через супружескую измену узы брака расторгаются, то возможно прийти к другому недоразумению, которого, как я показал, нужно избегать: жена вследствие распутства освобождается от этих уз, а если она освобождается, то становится свободной от закона мужа и (что совсем безрассудно) не будет являться прелюбодейкой, если выйдет за другого мужа, потому что освобождена от прежнего. //**О супружеской неверности.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия** Здесь учит о втором браке, и хотя позволяет его, однако, блаженнейшею почитает ту, которая не вступает во второй брак; ибо как девство выше первого брака, так первый брак выше второго. **Жена связана законом**, то есть предостережением закона удерживается от прелюбодеяния, от того, чтобы чрез соединение с другим при жизни мужа быть прелюбодейкой, но если умрет муж, она становится свободной от уз и закона первого брака и получает разрешение. **Только в Господе**, то есть только с целомудрием, с честностью может она вступить во второй брак, для произведения и воспитания детей, а не по влечению похоти. **По моему совету** прибавляет, чтобы ты не почитал этого необходимостью, а только советом, советом Божественным. **Думаю**, говорит, **и я имею Духа Божия**. В этих словах больше смиренномудрия; ибо не сказал: **имею**, но: **думаю**, что имею, то есть полагаю, догадываюсь. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе** Этими словами апостол учит, что, даже если ее оставил муж, жена не должна выходить замуж. Если же муж ее умер, тогда она свободна. И это имеет отношение к упомянутым выше случаям - чтобы показать, сколь блаженна девица, когда она никому не подчинена, кроме одного Бога. В том видится победа над естественным подчинением, когда она то, что по природе унижено, возвышает. **Свободна выйти, за кого захочет, только в Господе.** То есть, кого сочтет для себя подходящим, за того и выйдет, поскольку браки не по доброй воле имеют обыкновение приносить дурные плоды. **Только в Господе.** То есть, если без подозрения в безнравственности выходит замуж и единоверца в мужья берет, - это и есть выйти замуж в Господе. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 39-40 **Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия** О вдовах Ап. считает нужным сказать отдельно от вдовцов ([[new:1kor:07:08|ст. 8]] и [[new:1kor:07:09|9]]) потому, что положение первых было несколько иное, чем вторых. Тогда как общественное мнение древности вполне благосклонно относилось ко вторичному браку вдовцов, для вдовы считалось более приличным оставаться всю жизнь незамужнею (ср. [[new:lk:02:36|Лк II:36, 37)]]. - //Только в Господе//, - т. е. только чтобы она и ее муж новый пребывали в общении со Христом. Значить, вдова может выйти замуж только за христианина. - //По моему совету// - см. [[new:1kor:07:06|ст. 6-7]] и [[new:1kor:07:10|10-й]]. - //А думаю//... Здесь, очевидно, ирония. Ап. имеет в виду тех своих противников, которые даже отказывали ему в признании за ним всякой боговдохновенности, какая была уделом большинства простых христиан в Коринфе... См. также Толкование на [[new:1kor:07:25#lopuxin_ap|1 Кор. 7:25]] [<10>]