[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 8:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но кто любит Бога, тому дано знание от Него** См. Толкование на [[new:1kor:08:01#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 8:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще ли кто любит Бога, сей познан бысть от Него** Из слов, если кто думает о себе, что он знает чтó, прямо заключай, что он ничего не знает, как должно,– не следует, что кто так не думает, тот знает что-нибудь как должно. Напротив, отсюда выходит, что никто ничего не знает, как должно, и потому только, что верно это положение, верно и то первое. Отсюда естественно родиться вопросу: так как же быть-то? Где искать знания? Если естественно родиться сему вопросу, то естественно ожидать разрешения его от Апостола вслед за сим. Он и говорит: **кто любит Бога, тот познан от Него**. Речь точно касается знания, но совсем не в том виде, как бы ожидалось. Если б сказал он: кто любит Бога, тот знает, что должно знать, и знает, как должно,– тогда бы это вполне отвечало ожиданию и удовлетворяло его. А он говорит: кто любит Бога, тот познан от Него, εγνωσται υπ αυτου. По-русски хоть и переведено: тому дано знание от Него; но очевидно, что это не отвечает подлиннику. Славянский перевод есть настоящий. Итак, что же значит – **быть познану от Бога**? – Поелику Бог знает все, то когда говорится, что познан кто от Бога, должно доразумевать здесь какую-либо особенность знания, как бывает, когда кто все видит, но на что-нибудь особенно посмотрит. Пророк говорит: //весть Господь путь праведных//. Это значит, что Он с особенным вниманием на него смотрит и блюдет его, особенно печется о нем, как видно из следующего: //а путь нечестивых погибнет//, будучи брошен будто без внимания Господом. Так знает Бог и любящего Его; знает тем, что особенно печется о нем, или, что то же, любит его. Выйдет: кто любит Бога, тот познан от Него, то есть состоит под особым Его попечением, как свой Ему, возлюблен от Него. Если любящий Бога в Боге живет, то и Бог, Коему возлюблен любящий Его, обитает в сем последнем. Любяй Бога в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает. Не это ли хотел сказать Апостол? Мы привыкли высоко слишком ценить знание, и думаем, что Апостол, укоривший знание наше, должен указать нам пути к нему; у Апостола же вся забота о жизни, а не о знании. Потому, укоривши знание, не то ли он имел в мысли сказать: знание одно, без любви, надымает; да и нет его в совершенстве. Спросит кто: как же быть, где взять знания? – Скажу вам на это: бросьте вы все заботы о знании; любите Бога, и будете Им возлюблены; – вот и все. Тут цель ваша! Дальше и идти некуда, больше этого и желать нечего. Блаженный Феодорит пишет: «Много потребно нам ведения, и в настоящей жизни приобрести совершенное ведение есть нечто невозможное. Посему возлюбим Бога, чтобы сподобиться Его о нас промышления. Это и выразил Апостол в словах: **кто любит Бога, тот познан бысть от Него**, то есть сподобляется Его попечения. Так и блаженный Моисей сказал Самому Богу всяческих: //Ты мне рекл еси; обрел еси благодать предо Мною и вем тя паче всех// [[old:ish:33:12|(Исх. 33, 12–17)]]». Блаженный Феофилакт этим же путем приводит и к знанию: «Вот что говорит здесь Апостол: кто любит ближнего, тот любит конечно и Бога. Любящий же Бога познан бысть от Него, то есть соделывается знаемым Ему, своим – домашним. Ставши же так близко знаемым Богу, получает от Него знание, хотя и при этом имеет его не совершенным. Так что, хотя бы ты имел знание, не превозносись, ибо оно несовершенно, и это несовершенное – не твое, а Божий дар. Видишь, как Апостол смиряет их надмение!» //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но кто любит Бога, тому дано знание от Него** **Но кто любит** помогать (ближним), тот познал. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Августин ===== **Но кто любит Бога, тому дано знание от Него** Павел говорит: **кто любит Бога, тот познан Им**. Здесь ведь не сказано: «тот познал Бога», - что было бы опасным утверждением. И в другом месте он замечает: «Но теперь вы знаете Бога», но тут же поправляет себя: «Точнее, Бог знает вас» . //**О Троице.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Но кто любит Бога, тому дано знание от Него** Слова эти имеют такой смысл: кто любит ближнего, тот, без сомнения, любит и Бога; а кто любит Бога, тот (не сказал: "познал" Бога, но) **имеет знание** от Бога, то есть стал знаемым Богу и своим. Став же знаемым Богу, он получает знание от Него; но и это знание несовершенное. Посему, если ты и будешь иметь знание, не превозносись: ибо оно не совершенное и не есть твое достоинство, но дарование от Бога. Смотри, сколькими мерами укрощает их кичливость. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но кто любит Бога, тому дано знание от Него** Ап. только что сказал, что где нет любви, там нет и познания. Теперь ту же мысль он облекает в форму положительного суждения: где есть любовь, там есть и истинное познание! - //Кто любит Бога//... Ап., таким образом, имеет в виду знание о Боге, о Его решениях и потому говорит здесь именно о любви// к Богу.// Человек, любящий Бога, получает от Бога //знание// и делается способным понимать и чувствовать нужды братьев своих. - Впрочем, большинство древних кодексов читает 2-ю половину 3-го стиха так:// тот познан от Него//(έγνωσται), как читается и в слав. переводе. Это чтение дает мысль о величии любящего Бога человека: его знает Сам Бог, Царь вселенной, подобно тому, как некоторых из своих подданных, наиболее выдающихся, знает царь земной. //Знать// - здесь имеет значение: признавать, ценить. любить (ср. [[new:gal:04:09|Гал IV:9]]). См. также Толкование на [[new:1kor:08:01#lopuxin_ap|1 Кор. 8:1]] [<10>]