[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 8:6 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им** И един Дух Святой, в Котором все. Словами: **из Него** (εξ ου), **Им** (δι ου) и **в Нем** (εν ω), не естества разделяем (иначе не переставлялись бы предлоги или не переменялся бы порядок имен), но отличаем личные свойства единого и несоединенного естества. А это видно из того, что различаемые опять сводятся воедино, если не без внимания прочтешь у того же Апостола следующие слова: //«Ибо все из Него, и Им, и к Нему»// (εις αυτον): //«Ему слава во веки, аминь»// [[new:rim:11:36|(Рим.11:36)]]. «Отец есть Отец и безначален», потому что ни от кого не имеет начала. Сын есть Сын и не безначален, потому что от Отца. Но если начало будешь понимать относительно времени, то Сын и безначален, потому что Творец времен не под временем. Дух есть истинно Дух Святой, происходящий от Отца, но не как Сын (ουχ υϊκως); потому что происходит не рожденно (γεννητως), но исходно (εκορευτως); если для ясности надо употребить новое слово. Между тем ни Отец не лишен нерожденности, потому что родил; ни Сын – рождения, потому что от Нерожденного (ибо как им лишиться?); ни Дух Святой не изменяется или в Отца, или в Сына, потому что исходит и потому что Бог, хотя и не так кажется безбожным. Ибо личное свойство непреложно, иначе как оставалось бы личным, если бы перемещалось и переносилось? Те, которые нерожденность и рожденность признают за естества одноименных богов, может быть и Адама, и Сифа, из коих один не от плоти (как творение Божие), а другой от Адама и Евы, станут признавать чуждыми друг другу по естеству. Итак, один Бог в Трех, и Три едины, как сказали мы. **//Слова. Слово 39.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им** См. Толкование на [[new:1kor:08:05#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 8:5]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им** Как **Един Бог** и **Отец, из Которого все,** так **Един Господь Иисус Христос, Которым все**. //**Послания.**// ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им** [Веруй во Единого Господа Иисуса Христа]. Мы говорим «во Единого», чтобы ты не подумал, что есть другой. Мы говорим «во Единого», дабы ты не распространил нечестиво на многих сынов Его многоименные действия. //**Огласительные слова для просвещаемых.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им** Павел говорит: //Ибо Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое// [[new:kol:01:16|(Кол. 1:16)]]. Разве он, говоря Им, отрицал, что все создано через Него? Нет, не отрицал, а утверждал. В другом месте он говорит: //Один Господь Иисус Христос, Которым все// [[new:1kor:08:06|(1 Кор. 8:6)]]. Итак, когда он говорит, что Им все создано, то есть через Того, Кем все создано, то слова эти - **Им** и **через Него** - имеют одинаковую силу, обозначая одно и то же, но не разное. Сказано и иначе: //Все Им и для Него создано// [[new:kol:01:16|(Кол. 1:16)]]. Писание свидетельствует о том, что все три выражения - **Им, через Него, для Него** - обозначают одно во Христе. //**О Святом Духе.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него; и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем** **Но нам**,– не в той мысли, что у тех много, а у нас один, придавая какое-либо значение тем многим, а так: по-нашему, по нашей вере истинной, един Бог; только и есть, что **един Бог**. «Еллины, объятые мглою неведения, заблуждаются, признавая многих, и притом не существующих богов, а мы ведаем единого Бога Отца и единого Господа Иисуса Христа» (Феодорит). **Един Бог Отец, из Негоже вся,– и един Господь Иисус Христос, Имже вся**. Един Бог, един Господь. Поелику Бог и Господь суть наименования Божеского естества, то Апостол этим утверждает единосущие Отца и Сына. К Отцу говорит: **из Негоже вся** – εξ ου,– не из естества Его, а от силы Его творческой,– то же, что от Него. К Сыну же: **Имже вся**,– δι ου, чрез Которого, не как чрез орудие, а как самодействующею, всемогущею силою, как в Евангелии от Иоанна: //вся Тем быша// [[new:in:01:03|(1, 3)]] – то же, что от Него.– И **из Негоже**, и **чрез Негоже** одно и то же значат: от Него же. Этим утверждается единодейственность Бога Отца и Господа Иисуса Христа.– Что творит Отец, то в то же время творит и Сын.– О нас говорит,– в отношении к Отцу: **и мы у Него**,– εισ αυτον,– в Него, то есть к тому предназначены, чтобы быть в общении с Ним, в Нем наша цель, и верховное благо. А в отношении к Господу Иисусу Христу: и **мы Тем**,– δι αυτου,– то есть чрез Него приходим к Богу, воссоединяемся с Ним по отпадении и последнего своего назначения достигаем. Вот что говорит святой Златоуст на это важное место: «Самые названия (то есть Бог и Господь), употребленные Апостолом, не надобно разуметь так, будто бы исключительно принадлежали Сыну название **Господь**, а Отцу название **Бог**. В Писании часто употребляется одно вместо другого, например когда говорится: //рече Господь Господеви моему// [[old:ps:109:01|(Пс. 109, 1)]]; и еще: //сего ради помаза тя Боже Бог твой// [[old:ps:044:08|(Пс. 44, 8)]]; и еще: //от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог// [[new:rim:09:05|(Рим. 9, 5)]]. И во многих других местах эти названия употребляются одно вместо другого. Если бы каждое из них исключительно принадлежало одному Лицу, если бы Сын не был Богом, и таким Богом, как Отец, а был бы только Сыном, то Павел, сказав: **но нам един Бог**, напрасно прибавил бы слово: **Отец**, для означения существа нерожденного, ибо для этого достаточно было бы сказать слово: **Бог**, если бы оно принадлежало Ему одному.– Не только это, но и еще нечто можно сказать. Бог (Отец), скажешь, назван **единым (Богом)** ; следовательно, имя Бога не свойственно Сыну. Но смотри, и о Сыне сказано то же самое; и Сын назван **единым Господом**; однако мы не говорим, что поэтому имя Господа свойственно Ему одному. Посему, какое значение имеет слово един по отношению к Сыну, такое же и по отношению к Отцу; как то, что Сын называется единым Господом, не препятствует Отцу быть Господом, и таким же Господом, как Сын; так и то, что Отец называется единым же Богом, не препятствует Сыну быть Богом, и таким же Богом, как Отец». Вот слова Феодорита: «Здесь достойна удивления мудрость апостольская. Ибо в сказанном выше, показав, что наименованию: Бог, наименование: Господь равносильно (в словах: //бози мнози и господие мнози//), теперь Апостол разделил сии наименования и одно положил к Отцу, а другое к Сыну, врачуя тем немощь коринфян (то есть возводя их к познанию равенства Отца и Сына).– И ветхозаветное Писание показывает именования сии соединенными. Ибо сказано: //Аз есмь Господь Бог твой// [[old:ish:20:02|(Исх. 20, 2)]]: и //слыши Израилю: Господь Бог наш, Господь един есть// [[old:vtor:06:04|(Втор. 6, 4)]]; и: //Господи Боже мой возвеличился еси зело// [[old:ps:103:01|(Пс. 103, 1)]], и многое подобное. Посему истинный Бог, без сомнения, и Господь; и истинный Господь, без сомнения, и Бог. Сверх того, нет иного Бога Отца, потому что един Бог Отец, и нет иного Господа Иисуса Христа, потому что един Господь Иисус Христос.– А слова: **и мы у Него**, значат: к Нему должны мы обращаться, на Него взирать, Его непрестанно песнословить. Слова же: **и мы Тем**, дают разуметь не создание, а спасение, потому что сотворено Им все, а мы, уверовавшие, улучили Им спасение». Но святой Златоуст оба выражения: **мы у Него** и: **мы Тем**, одинаково относит ко спасению, как **из Негоже вся**, и **Имже вся** – к сотворению: «Словами: **из Негоже вся** он указывает на сотворение и приведение из небытия в бытие; а словами: **и мы у Него** указывает на веру и соединение наше с Ним, как он говорит и выше: //из Негоже вы есте о Христе Иисусе// [[new:1kor:01:30|(1, 30)]]. Мы от Бога двояким образом: по бытию и по вере, которая также есть сотворение.– То же надобно разуметь и о Христе, ибо через Него род человеческий приведен и из небытия в бытие, и от заблуждения к истине,– что и выразил Апостол в словах: **Имже вся и мы Тем**». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Сщмч. Дионисий Ареопагит ===== **но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им** Все по справедливости восходит и возводится к [Богоначалию], благодаря Которому, из Которого, Которым, в Котором и у Которого все существует, составлено, пребывает, содержится, восполняется и возвращается. //**О божественных именах.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им** См. Толкование на [[new:1kor:08:05#prp_efrem_sirin|1 Кор. 8:5]] ===== Блаж. Августин ===== **но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им** Истинно, что не только сотворенное и приобретшее форму, но все, что могло быть сотворено и могло принять форму, создал Ты, **из Которого все**. Истинно, что все, получившее форму из бесформенного, было сначала бесформенным, а затем приобрело форму. //**Исповедь.**// ---- **Из Которого** означает «из Отца», **Которым** означает «Сыном», Им означает «Духом Святым». Совершенно очевидно, что Отец, Сын и Дух Святой суть один Бог. //**О Троице.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им** См. Толкование на [[new:1kor:08:05#blazh_feofilakt_bolgarskij|1 Кор. 8:5]] ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им** Здесь достойна удивления апостольская мудрость. Ибо, показав в сказанном выше, что наименование «Господь» равносильно наименованию «Бог», теперь апостол разделил эти наименования и одно приложил к Отцу, а другое к Сыну. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Севериан Габальский ===== **но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им** Ибо воистину нет иного **Отца**, кроме **Единого**. Так и Сын не есть иной Бог, кроме **Единого**. Если Единым Господом называется Сын, то и Отец не менее Господь, и, стало быть, раз Единым Богом называется Отец, и Сын не менее есть Бог. //**Фрагменты.**// ===== Евагрий Понтийский ===== **но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им** Однако здесь мы задаем вопрос: почему, сказав **один Бог**, Апостол не удовлетворяется этим высказыванием (ведь, как говорили мы, слова «один» и «единый», употребляемые в отношении Бога, являют естество Его), но присовокупляет «**Отец**» и упоминает о «**Христе**»? — Я думаю, что Павел, //избранный сосуд// [[new:act:09:15|(Деян. 9:15)]], счел недостаточным только провозглашать Отца как Бога, Сына как Бога и Святого Духа также как Бога — что он выразил фразой **один Бог**, но присовокуплением «**Отец**» он обозначил Того, из Которого все, упоминанием «**Господь**» указал на Слово, через Которого все, а добавлением «**Иисус Христос**» возвестил Вочеловечение Слова, представил страдание Его и показал воскресение Его. Наводит нас на таковые мысли выражение «**Иисус Христос**». //**Послание о вере.**// ===== Амвросиаст ===== **но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им** **Все**, ибо из Него есть, что ни есть. Ибо сказано: **...и мы для Него**. Отделил нас от прочих, которые хотя и от Него, но не для Него, поскольку до сих пор не уверовали. ...Ибо все от Отца, но через Сына созданы. Но когда говорит: **и мы Им**, – указывает на нас, преображенных Им, Которым созданы были... Ибо, созданные Им с прочими, после замешательства ума и незнания, мы Им познали тайну единого Бога. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им** См. Толкование на [[new:1kor:08:05#lopuxin_ap|1 Кор. 8:5]] [<10>]