[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 9:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа** См. Толкование на [[new:1kor:09:03#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 9:3]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа** Такие люди, пребывая, как подобает, в служении и непоколебимо в проповеди, общались с женами не как с супругами, но как с сестрами, которые будут им сослужительницами в отличие от жен, сидящих дома. И благодаря таким женам учение Господа беспорочно проникло и на женскую половину. //**Строматы.**// ===== Свят. Феофан Затворник ===== **Еда не имамы власти сестру жену водити, яко и прочии Апостоли, и братия Господня, и Кифа** См. Толкование на [[new:1kor:09:04#svt_feofan_zatvornik|1 Кор 9:4]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Еда не имамы власти сестру жену водити, яко и прочии Апостоли, и братия Господня, и Кифа** На слова Писания: **еда не имамы власти сестру жену водити**? Каждый из Апостолов, можно так сказать, получив себе в удел одну страну, благоустроял ее. Но Павел, как окрыленный земледелатель, обошел почти целую вселенную, посетил самые крайние пределы земли, благоустраивая слышавших его и даже между неслышавшими сея божественную проповедь. Потому за другими Апостолами следовали и женщины, не для рождения детей и сожития, но чтобы из своей собственности снабжать и питать проповедников нестяжательности. Но они не имели дозволения и возможности следовать за Павлом, который, как сказал я, доходил до самых концов земли. И что удивительного в том, что позади оставались женщины, когда и Варнава, который нес одно с ним ярмо, изнемогши для этого нескончаемого шествия и труда, уступил первенство Павлу? А когда не разлучился еще с ним Варнава, Павел писал следующее: **еда не имамы власти сестру жену водити, яко и прочии Апостоли, и братия Господня, и Кифа? Или един аз и Варнава не имамы власти еже не делати** [[new:1kor:09:05|(1Кор.9:5.6)]]? Сие не значит, что с женами жили сии советники девства и проповедники целомудрия, благоустраивавшие сонмы девственников. Ибо кто согласился бы внимать их советам вести девственную жизнь, если бы сами они оказались погрязающими в удовольствиях! Посему, не это говорит Апостол. Иначе он сказал бы так же, как пишут составители договоров о приданом: "жену супругу - кормить и одевать, как прилично жене супруге, по мере сил", называя женою в означение пола, а супругою - в означение сожительства. Но поскольку жены следовали за Апостолами, чтобы из своего имущества питать учителей нестяжательности, то Апостол сказал: сестру, чтобы показать непорочность, и жену, чтобы означить пол; потому, что женою называется и дева, хотя бы она была и неприкосновенна, женою по виду, хотя бы она была и невинна, женою по природе, хотя и чужда общения с мужеским полом. А что именование употребляется не без особого намерения, видно из того, что сей же самый Павел, изречение которого иные осмеливаются перетолковывать злонамеренно, говоря о Спасителе, родившемся по плоти от Святыя Девы Марии, сказал: //раждаемаго от Жены// [[new:gal:04:04|(Гал.4:4)]]. Что ты делаешь, Павел? Деву называешь Женою? Да, говорит он, Женою называю по естеству, разумею же мысленно Деву; потому что Дева, хотя Она и неискусобрачна, есть жена, жена по виду и телосложению, Дева - по невинности и чистоте. //**Письма. Книга II.**// ===== Блж. Августин ===== **Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа** О какой такой власти он сказал, как не о власти, которую Господь дал тем, кого послал проповедовать Царство Небесное, говоря: //Ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои// [[new:lk:10:07|(Лк. 10:7)]]? Себя же он и приводит в пример такой власти верующие женщины прислуживали ему в необходимом из своих средств. ...Определившись в отношении себя, Павел показывает, что ему приличествует то же, что и другим апостолам, то есть чтобы он не трудился руками, а жил от Евангелия, как то установил Господь, ниже он это ясно продемонстрировал. С этой целью вместе с апостолами ходили верующие женщины, обладающие материальными средствами, и из этих средств прислуживали им, чтобы они не испытывали никаких недостатков из того, что необходимо для жизни. Святой Павел показывает, что ему позволено то же, что и другие апостолы делали, но дальше упоминает о том, что такой властью он не пожелал воспользоваться. Некоторые люди, не понимая слова: **Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену**, - толковали их в значении «жена». Но их обманула неоднозначность греческого слова, которое обозначает и женщину, и жену. Кроме того, апостол расположил слова так, чтобы такого обмана не возникало: он говорит не просто «жену», но «сестру жену», и не говорит «взять в жены», но «иметь спутницею». //**О делах монашеских.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа** За апостолами следовали богатые женщины, которые доставляли им необходимое и всю заботу об этом принимали на себя, чтобы они занимались только проповедью. Примечай, что верховного он поставил после, как важнейшего, выражая такую мысль: что мне говорить о прочих? сам Петр так делает. Братиями же Господними называет Иакова, епископа Иерусалимского, Иосию, Симона и Иуду [[new:mf:13:55|(Мф. 13:55)]], которые назывались братьями Господа потому, что Иосиф обручен был с Богородицей. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа** Из этого видно, что некоторые Апостолы и братья Господни, т.е. сродники Господа по плоти, о которых упоминает евангелист Матфей [[new:mf:13:55|(Мф. 13:55)]], и апостол Петр в подвигах своего апостольского служения имели спутницами некоторых благочестивых женщин, которые, по усердью своему к благочестию, внимали их проповеди и оказывали им необходимые услуги во внешней жизни. Основание этому обыкновению видим в земной жизни Господа Спасителя. У Евангелиста Луки читаем: Иисус Христос //проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Инна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим// [[new:lk:08:02|(Лк. 8:2,]] [[new:lk:08:03|3)]]. Следуя этому обычаю, утверждающемуся на таком высоком примере, и апостол Павел мог бы иметь благочестивую спутницу; но он не имел. И это обстоятельство противникам Павла давало повод к нареканиям против Него, как бы он лишен был этого права. Против таких и говорит Павел: или не властны мы иметь спутницею сестру жену, то есть женщину христианку, подобно прочим Апостолам? Ответ на этот и на другие вопросы дает он ниже [[new:1kor:09:12|(1 Кор. 9:12)]], показывая, что все это делал он для блага своего Апостольского служения. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа** См. Толкование на [[new:1kor:09:04#lopuxin_ap|1 Кор. 9:4]] [<10>]