[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 9:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 8-10 **По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое** Доказав и примером апостолов и сравнениями из жизни, что учителю не запрещено брать, (Павел) приступает к третьему доказательству и говорит: **«по человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?»** [[new:1kor:09:08|(1Кор.9:8)]]. Доселе он не приводил ничего из Писаний, а ссылался на общепринятый обычай; потому не подумайте, говорит, что я основываюсь на этом одном, и утверждаю заповедь на мнении человеческом; я могу доказать, что так угодно Богу, и привести древний закон, который повелевает то же. Здесь он продолжает речь вопросом, как бывает (в беседе) о чем-нибудь совершенно известном, и говорит: **«по человеческому ли только рассуждению я это говорю?»**, т. е. разве я основываюсь только на человеческих обычаях? **«Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего»** [[new:1kor:09:08|(1Кор.9:8–9)]]. Для чего он упоминает об этом, имея пример (иудейских) священников? Чтобы сильнее доказать свою мысль. Потом, чтобы кто не возразил: какое нам дело до того, что сказано о волах? – обстоятельно изъясняет это и говорит: **«о волах ли печется Бог?»** Неужели же, скажи мне, Бог не печется о волах? Печется, но не столько, чтобы поставлять о них особый закон. Если бы Бог не имел в виду чего-нибудь важнейшего, если бы не хотел примером бессловесных научить иудеев человеколюбию и вместе с тем напомнить им об учителях, то не оказал бы такого попечения о волах, чтобы предписывать закон о не заграждении уст их. Отсюда видно и другое, – как велик бывает и должен быть труд учителя, и – еще нечто. Что же такое? То, что сказанное в Ветхом завете касательно попечения о животных преимущественно относится к назиданию людей, равно как и все другое, например, сказанное о разных одеждах, о виноградниках, о семенах, о том, чтобы не засевать землю разными семенами, о проказе и, можно сказать, обо всем прочем. Так как (слушатели) были люди грубые, то он говорил им так, чтобы возводить их (к разумению) мало-помалу. Впрочем (апостол) не доказывает того, что ясно и очевидно само по себе. Сказав: **«о волах ли печется Бог?»**, продолжает: **«Или, конечно, для нас говорится?»** [[new:1kor:09:10|(1Кор.9:10)]]. Не напрасно поставил слово: **«всяко»**, но чтобы не подать слушателю повода возразить что-нибудь. Между тем продолжает метафору и говорит: **«так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою»**, т. е. учитель должен получать возмездие за труды, **«и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое»**. Посмотри на мудрость его: от сеяния он переходит к молотьбе, и тем опять внушает, как велики труды учителей, которые сами и пашут и молотят, и так как пашущий еще не может ничего собирать, а должен только трудиться, то предоставляет ему надежду; а молотящему предоставляет уже пользование плодами: **«и... молотящий**, – говорит, – **с надеждою получает ожидаемое»**. Далее, чтобы кто не сказал: это ли возмездие за такие труды? – он прибавляет: с надеждою, т. е. на будущее. Таким образом закон о незаграждении уст вола означает не что иное, как то, что трудящиеся учители должны получать вознаграждение. //**Гомилия 21 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Еда по человеку сия глаголю? Не и закон ли сия глаголет** «Доселе он ничего не приводил из Писаний, а ссылался на общепринятые обычаи; посему не подумайте, говорит, что я основываюсь на этом одном и утверждаю заповедь на мнении человеческом; я могу доказать, что так угодно Богу и привести древний закон, который повелевает то же. Здесь он продолжает речь вопросом, как бывает в беседе о чем-нибудь, совершенно известном, и говорит: **еда по человеку сия глаголю?** То есть разве я основываюсь только на человеческих обыкновениях? **Не и закон ли сия глаголет?** (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон** См. Толкование на [[new:1kor:09:07#prp_efrem_sirin|1 Кор. 9:7]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон** То есть разве я только человеческими примерами подтверждаю это, а свидетельства из Писания не имею? Я могу доказать, что это и Богу угодно; то же повелевает и Закон, который не от людей, но от Бога. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон** Павел учит о согласии названных образов с божественным учением, и тем самым показывает небеспричинность своего отказа принять от коринфян возмещение издержек, и через столькие примеры доказывает внутреннюю полноту отдачи для дающего. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон** Потому ли только я говорю это, что так введено человеческими обычаями, или что так рассуждают люди? Не то же ли повелевает и закон Божий? //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог** Эта ссылка на общераспространенный обычай здесь подкрепляется указанием на божественное право или на закон Моисеев. - //Вола молотящего//. Пшеница на востоке молотилась так, что по разложенным снопам гоняли лошадь или быка, которые копытами своими и выбивали зерна из колосьев или же запрягали животное в небольшую телегу, в которой стоял работник и правил волом. - //О волах ли печется Бог?// Давая означенный выше закон, Бог, собственно, заботился не о животных, которым Он всегда мог послать пищу от Себя. Он хотел этим пробудить в евреях добрые чувства по отношению к их работникам. Если уже - должны были сказать себе евреи - о волах Господь так заботится и учит нас быть к ним добрыми, то насколько более Он обязывает нас быть добрыми по отношению к разумно-свободным существам, работающим на нас?! См. также Толкование на [[new:1kor:09:01#lopuxin_ap|1 Кор. 9:1]] [<10>]