[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 9:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования** См. Толкование на [[new:1kor:09:13#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 9:13]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Тако и Господь повеле проповедающим благовестие, от благовестия жити** Когда повелел Господь? – Когда, посылая Апостолов на проповедь, ничего не велел брать с собою, ни одежды (запасной), ни пищи, ни денег, а где примут, там жить на их содержании, говоря: //в томже дому пребывайте, ядуще и пиюще, яже суть у них; достоин бо есть делатель мзды своея// ([[new:lk:10:07|Лк. 10, 7]]; [[new:mf:10:10|Мф. 10, 10]]). «Дабы кто не сказал: что ты напоминаешь нам о Ветхом Завете? Разве не знаешь, что теперь время совершеннейших заповедей? – Апостол предлагает то, что важнее всего: **тако и Господь повеле**. И здесь не говорит: питаться от людей, но, подобно как о священниках, сказал: **от святилища и олтаря**, так и здесь: **от благовестия**; и как там: **ясти**, так здесь: **жити**, а не куплю производить или обогащаться» (святой Златоуст). «**Жити**, то же что получать необходимое пропитание» (Феодорит). Когда при Себе еще Господь посылал на проповедь Апостолов, то тем, которые принимали их, и то самое, чтобы принять, внушал, и то, чтобы содержать их. Равно и после, когда пошли они по вселенной, Он же как располагал слушать проповедь их, так внушал и то, чтобы не давать им умирать с голоду. Выходило, что Апостолы находились на Господнем содержании. Люди были только орудия. И в Ветхом Завете Господь постановил, чтобы остатки жертв не приносившие брали, а оставляли их святилищу, а от святилища разбирали их служащие, получая содержание из дома Божия, как бы от рук Самого Господа. Это для Апостолов доставляло благовестие. Так уяснил святой Апостол всесторонне для коринфской учености, что и на волос сомневаться не должно в том, что он, как Апостол, имел право быть содержимым от коринфян. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования** **И Господь наш установил**, говоря, что кто Евангелие Его проповедуют в народе (Израильском) и у язычников, от самого Евангелия да живут; Он сказал именно так: от дома того ешьте, - //достоин работник пищи своея// ([[new:mf:10:10|Мф. 10:10]]; [[new:lk:10:07|Лк. 10:7]]). //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Августин ===== **Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования** Апостол говорит это, чтобы Тимофей понял: то, что он берет от людей, для которых сражается, словно воин, насаждает виноградник, словно виноградарь, пасет стадо, словно пастух, не есть признак его нищеты, но вверенная ему власть. //**О делах монашеских.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования** Сильнейшее всех прочих доказательство назвал в конце. Что, говорит, я представляю то одно, то другое? Господь так повелел, дав закон, согласный с ветхозаветным [[new:lk:10:07|(Лк. 10:7)]]. Как выше сказал: //от святилища// питаться, так и здесь: не от поучаемых, но **от благовествования**, дабы питающие не превозносились. Не ты, говорит, питаешь его, но дело его, - благовествование. И сказал **жить**, а не торговать, ни богатство собирать. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования** Ибо не через закон Моисея Бог последовал здесь образу язычников, но по естественному разуму, ибо таков естественный закон жизни, что всякий от плодов своего труда живет. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования** Здесь Ап. приводит доказательство уже неопровержимое - именно заповедь Самого Господа. Он имеет в виду, конечно, то, что передано ев. Матфеем [[new:mf:10:10|(X:10]]; ср. [[new:lk:10:07|Лк X:7]]). - Ясно, что Ап. смотрит на проповедничество как на особый род служения, установленный Самим Господом Иисусом Христом. Тогда как прочие верующие занимаются делами своей профессии, проповедники должны оставить свои работы (//оставить сети свои// должны были и Апостолы), чтобы исключительно заняться попечением о душах человеческих. Поэтому Церковь, которой они служат, обязана заботиться об их содержании. Это имеет приложение и к христианскому духовенству и устанавливает за ним право на получение содержания от его паствы. См. также Толкование на [[new:1kor:09:01#lopuxin_ap|1 Кор. 9:1]] [<10>]