[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 9:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 15-18 **Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою. Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании** **«Но я не пользовался ничем таковым»** [[new:1kor:09:15|(1Кор.9:15)]]. Если доселе не делал этого, скажут, то не желаешь ли делать на будущее время, и потому говоришь все это? Нет; и в объяснение этого тотчас же замечает: **«и написал это не для того, чтобы так было для меня»**. И смотри, с какой силой опровергает и отрицает это: **«ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою»**; употребляет такое выражение не однажды и не дважды, но несколько раз. Выше сказал: //«мы не пользовались сею властью»// [[new:1kor:09:12|(1Кор.9:12)]]: потом опять: //«не пользуясь моею властью»// [[new:1kor:09:18|(1Кор.9:18)]]: и здесь: **«но я не пользовался ничем таковым»**. Что значит: **таковым**? От многих примеров. Многое давало мне право: примеры воина, земледельца, пастыря и апостолов, постановления закона, действия наши по отношению к вам и ваши по отношению к другим, пример священников, повеление Христа, и однако ничто не заставило меня нарушить свой закон и брать. Не говорю о прошедшем; хотя могу сказать, что и в прошедшем я много пострадал, но не останавливаюсь на этом одном, а даю обещание и на будущее время, что решусь лучше умереть с голода, нежели лишиться таких венцов: **«ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою»**. Не сказал: чтобы кто нарушил мой закон, но: **похвалу**. Чтобы кто-нибудь не сказал, что хотя он и поступает так, но не с радостью, а с воздыханием и скорбью, он называет это похвалой, желая показать, с какой великой радостью и с каким великим усердием он поступает так. Он так далек был от скорби, что даже хвалится и решается лучше умереть, нежели потерять эту похвалу. Так она была для него приятнее самой жизни. Далее, он еще с другой стороны показывает превосходство (своего поступка), не для того, чтобы прославить себя самого, – он далек был от такой страсти, – но для того, чтобы выразить свою радость и сильнее устранить подозрение. Потому он и назвал, как я сказал прежде, это дело похвалой, и что говорит? **«Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании»** [[new:1kor:09:16|(1Кор.9:16–18)]]. Что, скажи мне, говоришь ты? Если ты благовествуешь, то нет похвалы для тебя; а если преподаешь благовестие безвозмездно, тогда есть? Следовательно, последнее важнее первого? Отнюдь нет; но в некотором другом отношении последнее имеет преимущество, именно в том, что первое есть заповедь, а последнее – дело моего произволения. Что делается сверх заповеди, то заслуживает великой награды; а что по заповеди, то не таково. В этом вот отношении последнее больше первого, а не по самому существу дела. Что в самом деле может сравниться с проповеданием? Оно уподобляет их ангелам. И однако, так как оно для них – обязанность и долг, а то (безвозмездное проповедание) – дело добровольного усердия, то в этом отношении последнее больше первого. Изъясняя то самое, что я теперь сказал, он и говорит: **«ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение»**. Слова: волею и неволею – он употребляет в смысле: заповедано и не заповедано. Равно и слова: **«потому что это необходимая обязанность моя»** надобно понимать не так, будто бы он делал это против воли, – да не будет! – но так, что на нем лежит обязанность, и в противоположность с свободой – брать или не брать. Потому и Христос сказал ученикам: //«когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»// [[new:lk:17:10|(Лк.17:10)]]. **«За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно»**. Как, скажи мне, неужели Петр не имеет награды? Кто может получить такую награду, какую он? Также и прочие апостолы? Почему же он сказал: **«если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение»**? Заметь и здесь мудрость его. Он не сказал: если недобровольно, то не имею награды; но: **«исполняю только вверенное мне служение»**, выражая, что и в этом случае бывает награда, но такая, какую получает исполнивший повеление, а не такая, какую получает показавший собственное усердие и сделавший более повеленного. За что же такая награда? **«За то, что, проповедуя Евангелие**, – говорит, – **благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании»**. Видишь ли, как он везде употребляет слово: власть, чтобы показать, как я неоднократно повторял, что и те, которые берут, не заслуживают порицания? А слово: **в благовествовании** прибавляет как для того, чтобы обозначить самое благовествование, так и для того, чтобы не дозволить пользоваться этим правом во всем, потому что может брать учащий, а не праздный. //**Гомилия 22 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аз же ни едино сотворих от сих. Не писах же сия, да тако будет о мне; добрее бо мне паче умрети, нежели похвалу мою кто да испразднит** Теперь для вас, говорит, очевидно, что я мог пользоваться содержанием от вас; но я добровольно не пользовался ничем от вас, не предъявлял у вас никакого требования, к какому уполномочивали меня апостольские среди вас труды. «Говорит так не однажды и не дважды, но несколько раз. Выше сказал: //не сотворихом по области сей//; после скажет: //во еже не творити ми по области моей// [[new:1kor:09:18|(ст. 18)]] и здесь: **аз же ни едино сотворих от сих**.– Что значит: **ни едино от сих?** – Я не пользовался столь многими примерами. Многое давало мне право: примеры воина, земледельца, пастыря и Апостолов, постановления закона, действия наши по отношению к вам и ваши по отношению к другим, пример священников, повеление Христа,– и, однако, ничто не заставило меня нарушить свой закон и брать от вас» (святой Златоуст). **Не писах же сия, да тако будет о мне**. Я это написал вам теперь не с тем, чтобы вперед вы доставляли мне все нужное. Пусть никто не думает так: «Если доселе не делал ты этого, то не желаешь ли делать так в будущее время? – Нет, говорит, и на будущее время все то же будет. Я решусь лучше умереть с голода, нежели лишиться таких венцов: **добрее бо мне паче умрети, нежели похвалу мою кто да испразднит**.– Не сказал: чтобы кто нарушил мой закон, но: похвалу. Дабы кто-нибудь не сказал, что хотя он и поступает так (сам по себе), но не с радостию, а с воздыханием и скорбию, он называет это похвалою, желая показать, с какою великою радостию и с каким великим усердием он поступает так. Ибо он так далек был от скорби, что даже хвалится и решается лучше умереть, нежели потерять эту похвалу. Она была для него приятнее самой жизни!» (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы та'к было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою** Я же, хотя и имею во всем этом пример для себя, однако ничем таким не утрудил вас; **ибо благо мне лучше умереть** от голода, **нежели чтобы похвалу мою** эту, что я благовествую даром, **кто-либо упразднял**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою** Апостол Павел говорит, что Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования, но сам он этим не пользовался. Что может быть яснее? Что может быть определеннее? Я боюсь лишь того, что, когда я это пытаюсь объяснять, то, что ясно и исчерпывающе, становится непонятным, потому что те, кто не понимает (или делает вид, что не понимает) эти слова, понимают мои еще меньше. //**О делах монашеских.**// ---- Сам Господь сказал: //Трудящийся достоин пропитания// [[new:mf:10:10|(Мф. 10:10)]]. Павел показал, что такая практика дозволялась, но не вменялась в обязанность, чтобы проповедующий людям Евангелие, получая от них пропитание для себя, не подумал, будто делает что-то недозволенное. Похвальнее же было такой практикой не пользоваться, что ясно продемонстрировано жизнью самого апостола...: **Но я не пользовался ничем таковым.** Он обладал такой властью, но не связывал своих последователей таким обязательством. Поскольку мы часто не в состоянии понять события, то смотрим на поступки святых, чтобы понять те фрагменты, которые легко исказить, если нет отсылок к данным святыми примерам. //**О лжи.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но я не пользовался ничем таковым** То есть я не воспользовался ни одним из вышеупомянутых примеров ветхозаветных, ни повелением Христовым, чтобы есть и пить ваше. **И написал это не для того, чтобы так было для меня** Дабы кто не сказал ему: "что же? если ты не пользовался доселе, то хочешь пользоваться на последующее время, почему и говоришь это", спешит исправить такое мнение, говоря: я написал сие не для того, чтобы так было для меня, то есть чтобы мне брать от вас. **Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою** Я, говорит, лучше соглашусь умереть от голода, нежели допущу, чтобы кто-нибудь уничтожил **похвалу** мою, то есть объявил ее суетной и пустой. Сказал: похвалу, дабы показать избыток своей радости. Иной, может быть, сказал бы: "он действительно не брал, но делал это со скорбью и болью". Но он говорит: я настолько далек от печали, что даже и хвалюсь этим. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою** **Ибо для меня лучше умереть**, нежели попустить обольщать и обворовывать кого-либо из братьев моих и лукавыми словами уводить в рабство детей и младенцев во Христе. //**Гомилии на Книгу Бытия.**// ===== Амвросиаст ===== **Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою** Похвалой себе называет Павел то, чтобы строгость Евангелия пребывала. Он предпочитает себе смерть нарушению закона Евангелия, ибо знает, что он в нем шел по пути к будущему спасению. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою** Ап. говорит о своем отказе от своих прав на вознаграждение для того чтобы дать урок тем из коринфских христиан, которые не хотели, во имя своей свободы, отказаться от вкушения идоложертвенного мяса. – **Я не пользовался**... Ап. начинает отсюда говорить о себе в един. числе, потому что то, о чем он говорит, имеет значение только для него лично. - **Чтобы так**, т. е. чтобы дали мне содержание, как другим учителям. – **Похвалу мою**, т. е. то чем я справедливо горжусь (именно мой отказ от содержания). Ст. 15-22 **Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою. Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании. Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона,- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,- чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых** Как ни несомненны права Апостола Павла на получение содержания от христианских общин, однако он добровольно отказался от этого своего права. Мотивом для него в этом отказе служило то соображение, что его проповедническое служение было для него лично не заслугою, а обязанностью пред Христом. Самоотречение свое Ап. простирал даже дальше отказа от вознаграждения. Во всей своей деятельности как проповедника он жертвовал своею свободою там, где этого требовала польза ближнего, спасение людей. [<10>]