[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 9:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух** См. Толкование на [[new:1kor:09:25#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 9:25]] ===== Свт. Амвросий Медиоданский ===== **И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух** Ты - воин, потому исследуй врага тщательно, чтобы он не напал на тебя ночью. Ты - атлет, потому будь ближе к противнику руками, а не лицом, чтобы он тебе не выбил глаз. //**Шестоднев.**// ---- Как добрый атлет, Павел умел отражать удары противников и даже побороть их, когда они переходили в атаку. //**О рае.**// ---- Подобно атлету, он последним выходит на арену. Он устремляет взор свой к небу... Он видит, что его ожидает напряженная работа... Он напрягает свое тело, чтобы оно не подвело в состязании. Он помазывает его елеем милости. Он ежедневно упражняется в благих делах. Он пачкается в пыли стадиона. Он уверенно бежит к цели, прицельно наносит удары, распрямляет руки, но не в пустоту... Земля для человека место упражнений, небо - венец. //**Послания.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аз убо тако теку, не яко безвестно; тако подвизаюся, не яко воздух бияй** В своем примере представляет святой Павел, как важно в жизни духовной уяснить для себя, чем увенчается надлежащий подвиг, и затем все в своей жизни направив так, чтоб она прямо вела к достижению чаемого. Как бывает в хозяйстве, что благоразумный хозяин, начав какое-либо предприятие и придумав для приведения его к концу надежные средства, ведет потом дело с полною уверенностию, что достигнет того, что задумал, и внимания не обращая на соприкосновенности или толки сторонних; так бывает и в духовной жизни. Кто хорошо понял конец и придумал, как его достигнуть, тот идет путем сей жизни с полною уверенностию, что достигнет чаемого блага, которого доброта превышает всякое описание. При этом сторонние нередко могут говорить ему: воздух бьет (воду толчет). А он знает твердо, что течет не на безвестное. «Взираю, говорит, на уповаемые блага, потому что не безызвестен мне венец» (Феодорит). Святой Златоуст берет это в применении к неисправности коринфян и говорит: «Что значит, **не яко безвестно**? – Я имею в виду, говорит, известную цель, подвизаюсь не тщетно и не напрасно, как вы. Ибо какая вам польза от того, что вы входите в идольские капища и как бы выказываете свое совершенство? – Никакой. Я же не так; но все, что ни делаю, делаю для спасения ближних; показываю ли совершенство,– это для них; снисхождение ли,– это для них; превосходство ли тем, что ничего не беру,– это для того, дабы они не соблазнились; уничижение ли более всех, остригаясь и омовение принимая,– это для того, дабы они не преткнулись. Вот что значит: **не яко безвестно**. А ты скажи мне, для чего ешь в капищах? Не можешь представить никакой основательной причины; пища не приближает тебя к Богу; ешь ли, ничего не приобретаешь; не ешь ли, ничего не теряешь; следовательно, ты идешь напрасно и без цели; это и значит: **безвестно. Тако подвизаюся, не яко воздух бияй**. Этими словами тоже выражает, что он действует не напрасно и не без цели. Я имею врага, говорит которого поражаю, то есть диавола; а ты не поражаешь его, а напрасно истощаешь свои силы». Яснее выражает эту мысль блаженный Феодорит: «Не всуе тружусь, бия воздух, но наношу удар невидимым сопротивникам. Этот образ речи Апостол взял с обучающихся борцов. Ибо они обыкновенно, упражняясь, вместо противника против воздуха приводят в движение руки». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух** Эта битва предсказана пророками, завязана Господом и проведена апостолами. //**Послания.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух** **Посему я не так бегу, как на неверное**, как тот, кто не знает, зачем он состязается, так что может получить поражение вместо ожидаемой победы; **не так бьюсь, чтобы** напрасно **ударять по воздуху**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И потому я бегу не так, как на неверное** Что это значит: **как на неверное**? То, что я все делаю с целью, когда обрезываю, когда стригусь, и ничего не делаю без мысли и без цели, как вы. Ибо какая цель - есть идоложертвенное, когда другие погибают из-за этого? Решительно никакой. Посему, делая это без разумного основания, вы бежите на неверное, и без цели и напрасно. Как превосходный учитель, апостол сам себя прямо выставляет в пример. **Бьюсь не так, чтобы только бить воздух** Я имею, кого поражать, именно - диавола. А вы не поражаете его, но совершенство знания употребляете на суету. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух** То есть не словами только, но более делами своими сражаюсь. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 26-27 **И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным** //Я бегу// т. е. стремлюсь все дальше и дальше по пути христианского самоусовершенствования (ср. [[new:fil:03:13|Флп III:13, 14).]] - //Не так, как на неверное//, т. е. не так, чтобы не иметь в виду определенной цели, и не видеть ясно пути, ведущего к этой цели. - //Бьюсь//... Ап. здесь имеет в виду кулачную борьбу, в которой удары наносятся в грудь противника, чтобы повалить его на землю, а не расточаются даром, мимо. - //Усмиряю... тело мое//. Вот тот противник, на которого падают удары Апостола! Он имеет здесь в виду свой телесный организм //(не плоть//, как седалище греха), который он подвергает всяким лишениям, чтобы сделать его послушным орудием в своих руках. Вместо усмиряю, или, точнее, //сваливаю ударом кулака//(υποπιάζω [От υπο и πιέσω] некоторые кодексы читают: разбиваю или //подставляю синяки под глаза//(υπωπιάζω [От υπο и ώπια (от ορσάω)]). Кажется, второе чтение более отвечает предшествующему выражению: бьюсь. Ап. обозначает этим словом (υπωπιάζω) все лишения, каким он подвергал свое тело - ночную работу для добывания себе пропитания и проч. (ср. [[new:2kor:06:04|2Кор. VI:4, 5]]; [[new:2kor:11:23|XI:23-27]]; [[new:act:20:34| Деян XX:34, 35]]). - //Дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным//. Но все эти подвиги Апостола в его глазах не представляют собою чего либо особенного. Это просто дело необходимости. Без них он сам мог лишиться той награды, к получению которой он возбуждал других. - Христианскому пастырю, стремящемуся спасать других, не следует забывать и о собственном спасении, которое требует от него личных подвигов воздержания. И не только ему, как герольду, приглашающему на борьбу (//проповедую// - κηρύσσω), но и всем христианам, следует помнить, что жизнь христианина должна быть //постоянной// борьбою человека даже с естественными своими склонностями, как скоро для человека является опасность увлечься желаниями мира. Борьба с ветхим человеком [[new:rim:06:06|(Рим VI:6)]] должна вестись с неослабевающей энергией в течении всей жизни христианина и при этом вести ее надо умеючи, по всем правилам духовной борьбы, для того чтобы достичь желанного успеха. См. также Толкование на [[new:1kor:09:23#lopuxin_ap|1 Кор. 9:23]] [<10>]