[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 10:33 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись** См. Толкование на [[new:1kor:10:31#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 10:31]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Якоже и аз во всем всем угождаю, не иский своея пользы, но многих, да спасутся** «Искать полезного для всех – вот правило совершеннейшего христианства, вот точное его назначение, вот верх совершенства» (святой Златоуст). «Всем угождать и льстецам свойственно, но не таково то, что говорит о себе Апостол. Льстецы не чужой пользы, а своей ищут, лучше же сказать, и своей не ищут, потому что вредят себе больше, чем другие. А божественный Апостол своего не искал, но имел в виду спасение других, чрез них приумножая негиблющее богатство» (Феодорит). Как святой Павел был //всем вся, да всяко некия спасет//, об этом он уже говорил. Теперь только напоминает об этом, поставляя образ своего действования в закон для всех. Это третье начало в руководство к устроению нашей жизни, или даже четвертое: первое,– чтоб все делать по ясной и твердой совести, по верному сознанию сообразности дела с волею Божиею; второе,– чтобы все делать во славу Божию, не только имея в виду, в цели, славу Божию, но так, чтобы самим делом выходила из нашего действования слава Божия; третье,– чтоб не соблазнять никого не только намеренно, но и ненамеренно; четвертое,– чтобы все направлять ко спасению ближних наших, и словом, и делом. До какой меры Апостол всем готов был жертвовать для спасения других, можем судить по молитве его, в которой он выражал готовность свою даже быть отлученным, лишь бы братия его спаслись ([[new:rim:09:03|Рим. 9, 3]]). Такое расположение, паче другого чего, давало ему дерзновение сказать: //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись** **Ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись**. Отселе имей эти слова своим девизом. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Августин ===== **так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись** Итак, апостол хотел угождать всем людям и в этом находил радость не потому, что кичился их похвалами, а потому, что, получив от них похвалу, восстанавливал их во Христе. //**Послания.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Так как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. Будьте подражателями мне, как я Христу** Поскольку выставил их виновными в причинении вреда язычникам и иудеям и заповедал им великое дело, то, дабы показать удобность этого дела, выставляет в пример самого себя, А как он не искал своей пользы, это видно из многого, прежде сказанного, например: //для всех я был всем// ([[new:1kor:09:22|9:22]]), особенно же из того, что он желал бы сам быть отлученным за братьев своих ([[new:rim:09:03|Рим. 9:3]]). Слов //как я Христу// не принимай за выражения гордости; они сказаны с целью сильнее побудить к подражанию. Ибо если, говорит, я подражал Христу, не пощадившему собственной жизни для того, чтобы вы ожили, не тем ли более вы можете подражать мне? Ибо я не настолько лучше вас, насколько Он лучше меня: Он несравненно превосходит всех. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Магн Аврелий Кассиодор ===== **так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись** Не ради своей временной выгоды он говорил о мире будущего века, но ради братьев и ближних своих, дабы они возжелали спастись и связали себя узами единомыслия. //**Толкование Псалмов (Пс. 121).**// ===== Лопухин А.П. ===== **так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись** Ап. понимает, что других лучше всего учить своим собственным примером. И вот он указывает на пример собственного самопожертвования на благо ближнего (ср. IX). - //Угождаю всем и во всем//. Об //угождении// - см. выше гл. ст. 20-22 (об оппортюнизме). Конечно, Ап. разумеет здесь угождение в тех случаях, к каким каждый христианин может относиться свободно, не будучи связан общецерковною дисциплиною. См. также Толкование на [[new:1kor:10:23#lopuxin_ap|1 Кор. 10:23]] [<10>]