[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 11:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Будьте подражателями мне, как я Христу** Искать полезного для общества – вот правило совершеннейшего христианства, вот точное его назначение, вот верх совершенства! Это выражает и апостол словами: «**как я Христу**». Ничем ты не можешь столько подражать Христу, как попечением о ближних; постишься ли ты, спишь ли на земле, изнуряешь ли себя, но если ты не печешься о ближнем, то не делаешь ничего важного, и при всем том еще далеко отстоишь от образца. Воздержание от жертв идольских само по себе есть дело полезное; а я, говорит (апостол), делал много и неполезного, например обрезывал и приносил жертвы; такие действия, если рассматривать их самих в себе, могут даже погубить совершающих и лишить спасения, но я подвергал себя и этому для проистекающей от того пользы. Здесь нет ничего подобного: в тех действиях, если не будет пользы для других, то может быть вред; а, здесь, хотя бы никто не соблазнялся, и в таком случае следует воздерживаться от запрещенного. Я подвергал себя не только вредному, но и трудному: //«другим церквам я причинял издержки,// – говорит, – //получая от них содержание»// [[new:2kor:11:08|(2Кор.11:8)]]; когда можно было есть и не трудиться, я не искал этого, но решился лучше сам погибнуть с голода, нежели соблазнить другого. Потому он и говорит: //«я угождаю всем во всем»//; нужно ли сделать что-нибудь незаконное, или трудное и опасное, всему я подвергаюсь для пользы других. Так Павел, будучи выше всех по совершенству, становился ниже всех по снисхождению. //**Гомилия 25 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **Будьте подражателями мне, как я Христу** Если цель христианства – подражание Христу в меру вочеловечения, насколько это сообразно с призванием каждого, то те, кому вверено путеводительствовать людьми, должны посредством себя самих побуждать еще немощных людей к уподоблению Христу. //**Пространные аскетические правила.**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Будьте подражателями мне, как я Христу** Если вы – мои, а сам я – Христов, будьте подражателями Христу, как Христос – Богу. //**Строматы.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу** «Это слово не самомнения, а желания всячески расположить к делу, которое внушал. Если, говорит, я подражал Христу, и жизнь Свою презревшему, чтоб нам даровать живот, не тем ли паче вы мне можете подражать? Ибо я не столько выше вас, сколько выше меня Христос, бесконечно всех превосходящий» (Феофилакт). Или, ограничивая взор ума текущими только в речи предметами, Апостол говорит как бы: «Соревнуйте сим моим мерам в деле домостроительства, потому что я подражаю Владыке, Который иначе беседовал с иудеями, а иначе с Апостолами, иное предлагал совершенным, а иное несовершенным» (Феодорит). Святой Златоуст говорит: «Ничем ты не можешь столько подражать Христу, как попечением о ближних. Воздержание от жертв идольских само по себе есть дело полезное, а я, говорит Апостол, делал много и не полезного, например, обрезывал и приносил жертвы; такие действия, если рассматривать их самих в себе, могут даже погубить совершающих и лишить их спасения, но я подверг себя и этому для проистекающей от того пользы. Так Павел, будучи выше всех по совершенству, становился ниже всех по снисхождению! Видишь ли превосходство его ревности и величие его души? Подражай и ты ему». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Будьте подражателями мне, как я Христу** Итак, **подражателями мне будьте, как и я Христу**. Поелику вы не видали Христа, так чтобы Он был для вас примером, то нам подражайте, – так как и мы подвизаемся в подражание Христу. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Будьте подражателями мне, как я Христу** Как можем мы подражать великому Апостолу? Как, мы? Слабые и грешные. Можем ли мы сравняться с апостолом Павлом? – Даже об этом говорить нечего!.. Добрый христианин вовсе не стремится непременно стать равным великому Апостолу и вообще Апостолам. Он гонит от себя эту гордую мысль. Но христианина влекут добродетели св. Апостолов: их огненная ревность о славе Божией, самоотвержение даже до смерти при проповедывании слова Божия, их любовь до мучений – к Богу-Спасителю, их необычайное терпение скорбей и болезней... Христианин, слыша и читая об этих славных трудах и болезнях Апостолов, сам воспламеняется готовностью от всей души подражать великим подвижникам... И эту ревность не нужно ослабевать, а напротив, поощрять в себе... Это – святое, славное дело... А о том, чтобы быть непременно равным тому или другому Апостолу, – об этом нет и дум у христианского труженика: такова психология православного христианина, стремящегося подражать святым Апостолам Христовым в делах веры и любви христиан. 20/7 августа 1927 г. //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Амвросиаст ===== **Будьте подражателями мне, как я Христу** Апостол говорит о том, что свойственно человекам, ибо нам быть подражателями тому, кто нам Богом дан в учителя. Если сей есть подражатель Богу, отчего нам не подражать человеку? Ибо как Бог Отец послал Христа учителем и источником жизни, так и Христос послал апостолов нам в учители, чтобы мы были их подражателями, когда не можем быть Его непосредственными подражателями. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Будьте подражателями мне, как я Христу** Этот стих составляет заключение к гл. Х-й. Ап. учит христиан подражать ему, как и он подражает Христу. Он постольку может быть примером для других, поскольку сам подражает примеру Христа, Который был образцом полного самоотречения (ср. [[new:rim:15:01|Рим XV:1-3]]). Конечно, Ап. не требует от христиан рабского подражания: обстоятельства его жизни и жизни коринфян были неодинаковы – тем более, конечно, это нужно сказать о современных обстоятельствах. Но дух самоотречения христиане всегда и везде должны иметь такой же, каким был проникнут Ап. Павел. [<10>]