[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 11:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 7-10 **Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов** Далее (апостол) приводит причину, рассуждая с своими слушателями, как с свободными, что я многократно замечал. Какая же причина? **«Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия»** [[new:1kor:11:07|(1Кор.11:7)]]. Опять же вторая причина: муж, говорит он, не должен покрываться не только потому, что имеет главой своей Христа, но и потому, что имеет власть над женой. Когда имеющий власть приступает к царю, то он должен иметь на себе знак своей власти. Потому, как никто из имеющих власть не осмелился бы явиться пред облеченного диадемой без пояса и (приличной сану) одежды, так и ты без знаков своей власти, т.е. без обнаженной головы, не молись Богу, чтобы не нанести бесчестия и себе и почтившему тебя. То же самое можно сказать и о жене: и для нее бесчестно не иметь знаков своей подчиненности. **Жена же слава мужу есть.** Следовательно власть мужа (над женой) естественна. Объяснив это, он далее представляет другие основания и причины, возводит тебя к началу творения и говорит: **«ибо не муж от жены, но жена от мужа»** [[new:1kor:11:08|(1Кор.11:8)]]. Если происхождение одного от другого составляет славу последнего, то тем более сходство их. **«И не муж создан для жены, но жена для мужа»** [[new:1kor:11:09|(1Кор.11:9)]]. Это – второе преимущество, или, лучше, третье и четвертое. Первое то, что наша глава есть Христос, а мы (глава) жены; второе то, что мы – слава Божия, а наша слава – жена; третье то, что не мы от жены, но жена от нас; четвертое то, что не мы для нее, а она для нас. **«Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти»** [[new:1kor:11:10|(1Кор.11:10)]]. Почему же именно? По всем сказанным (причинам), и кроме того для Ангелов. Если ты, говорит, не обращаешь внимания на мужа, то постыдись Ангелов. Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель; добродетель же и честь подчиненного состоят именно в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается это делать, так как он – образ самого Владыки; а жене справедливо (предписывается). Потому посуди, как велико преступление, когда ты, удостоившийся такой власти, бесчестишь себя, принимая вид жены; ты делаешь то же, как если бы, получив диадему, сбросил ее с головы, и вместо диадемы надел рабскую одежду. //**Беседа 26 на 1-е послание к Коринфянам.**// ---- Если бы под образом разумелся здесь тот неизменный вид, какой имеет Бог, и человек потому назывался бы образом Божиим, что Бог имеет такой же вид, то, согласно с теми, следовало бы назвать образом не только мужа, но и жену, потому что и у жены и у мужа один отпечаток и отличительное свойство, и одно подобие. Так почему же муж называется образом Божиим, а жена нет? Потому что (апостол) говорит об образе не по внешнему виду, а по владычеству, которое имеет один муж, а не жена. Он никому не подчинен, а она подчинена ему, как сказал Бог: //«к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет»// [[old:gen:03:16|(Быт. 3:16)]]; потому муж есть образ Божий, что никого не имеет выше себя, как нет никого и выше Бога, но над всем Он господствует, а жена – слава мужа потому, что подчинена мужу. **//Восемь слов на книгу Бытия. Слово второе.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 7-8 **Муж убо не должен есть покрывати главу, образ и слава Божия сый; жена же слава мужу есть. Несть бо муж от жены, но жена от мужа** «Это уже вторая причина» (святой Златоуст). Приступает Апостол к объяснению подчинения жены мужу по порядку творения.– Сначала создан муж, и создан по образу и подобию Божию: он – отблеск славы Божией. Жена потом взята от мужа, как бы по его уже образу создана, и есть потому образ образа, или есть отблеск славы мужа. Почему и прибавляет в доказательство сего: **несть бо муж от жены, но жена от мужа**. Феодорит, ограничивая образ Божий одним данным человеку господством над тварями, применительно к ходу речи говорит: «Человек – образ Божий по праву начальства. Так как ему вверено начальство над всем, что на земле, то и называется образом Божиим. А жена, состоя под властию мужа, **слава мужу есть**, и как бы образ образа. Ибо хотя и она начальствует над другими, но повелено ей быть в подчинении у мужа». Отсюда вот что выводит святой Златоуст: «Муж не должен покрываться не только потому, что имеет главою своею Христа, но и потому, что имеет власть над женою (по порядку творения). Когда имеющий власть приступает к царю, то он должен иметь на себе знак своей власти. Посему как никто из имеющих власть не осмелился бы явиться пред облеченного диадемою без пояса и приличной сану одежды, так и ты без знаков своей власти, то есть без обнаженной головы, не молись Богу, дабы не нанести бесчестия и себе, и почтившему тебя. То же самое должно сказать и о жене: и для нее бесчестно не иметь знаков своей подчиненности». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== Почему же Павел мужа назвал **образом Божиим**, а жену — **образом мужа**? Мы ответим: в начале жена была равночестна и удостоена того же права обладания; поскольку же она пала, то умалено и ослаблено право ее, и она подчинена власти мужа. Не вынесла ты равночестия, сказано ей, поэтому приими умаление. //К мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет// [[old:gen:03:16|(Быт.3:16)]]. //**Письма. Книга II.**// ===== Блаж. Августин ===== **Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа** Не так, что одна часть человека принадлежит Богу, своему Творцу, а другая - тьме, как некоторые утверждают. Скорее, и часть, обладающая силой управлять, и та часть, которая управляема, - обе от Бога... [Манихеи] говорят: нельзя было позволять диаволу приближаться к жене его [Адама]. Но нет, это она должна была не позволить диаволу приблизиться к себе, ибо сотворена была такой, что, если бы не хотела, не подпустила его. Тогда они говорят: может, не нужно было ее творить. Но это означало бы, что не нужно было творить добро. Ведь нет сомнений, что женщина добро, причем настолько, что апостол называет ее славой мужа: все - от Бога. //**О Книге Бытия против манихеев.**// ---- Этот образ, который соответствует образу Бога, не равен и не совечен Тому, чьим образом является; и не был бы таковым, даже если бы не согрешил. Надо понимать слова Бога в значении не единственного, а множественного числа: //сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему// [[old:gen:01:26|(Быт. 1:26)]]. Человек был сотворен не по образу только Отца, или только Сына, или только Духа Святого - но по образу Троицы. //**О буквальном смысле Книги Бытия.**// ===== Севериан Габальский ===== **Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа** Из этого становится ясно, что ни душою, ни телом человек не является **образом Божиим**. Ибо если бы он был им в чем-то одном, то и жена непременно была бы названа **образом Божиим**, поскольку и она имеет печать тела и душу такую же, как и муж... Ибо когда речь идет о бессловесных животных, то и жена - **образ Божий**; когда же рассматривается муж по отношению к женам, то только муж есть **образ Божий**, поскольку мужское и женское среди людей управляет всеми на земле, в море, в воздухе, женою управляет муж, а мужем - никто из живущих на земле. И как никто среди сущих не управляет Богом, так никто среди живущих на земле не управляет мужем. И мы понимаем истину этих вещей из самой природы... И как муж, хорошо повинующийся царю, есть **слава** и похвала **Божия**, так и жена есть **слава мужа**, когда хорошо ему подчиняется. //**Фрагменты.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия** Первой причиной выставил то, что муж имеет главой Христа, и посему не должен покрываться. Теперь представляет и другую причину, то, что он есть **слава Божия**, то есть наместник Божий и образ Его. Посему представителю власти Царя всех должно являться пред Него со знаками этой власти, то есть с непокрытой головой. Ибо она служит знаком, что муж не подвластен никому из земных, но сам господствует над всем, как образ Божий. **А жена есть слава мужа** То есть подчинена мужу. Посему и являться ей должно с знаком подчинения, а таким знаком служит - иметь покрытую голову. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа** В то время как муж и жена суть одно, все же **муж есть глава жены**, и о нем говорится с предпочтением. Ибо он более велик по происхождению и разуму, но не по сущности. Жена мужа ниже, поскольку она часть его. Ибо муж есть начало жены, поскольку жена происходит от мужа, и через это усматривается зависимость жены от мужа, так что жена подчинена его власти. Апостол говорит об отличии жены в отношении сопоставления с почтительным достоинством мужа, которому не следует покрывать голову, в то время как образ Божий в жене настолько неточен и несовершенен, что должно его покрывать: ибо не должно скрывать, что слава Божия видится в муже. **А жена есть слава мужа.** Велико различие между славой Бога и славой мужа, ибо муж по образу Бога создан, а не жена. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-9 **Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа** Доселе Ап. доказывал необходимость подчинения жены мужу соображениями, заимствованными из сферы, можно сказать, отвлеченной, философско-богословской. Теперь он выводит необходимость эту из истории сотворения жены. - //Образ и слава Божия//. Первое выражение (εικών) указывает на то, что муж, в силу своего владычества над женою, отражает на себе власть невидимого Творца мира над всеми вещами (ср. [[old:gen:01:26|Быт I:26-28;]] [[old:ps:008:start|Пс VIII]]). Второе (δόξα) - на то, что муж, поскольку он остается верным своему назначению, как отображение славы Божией, в свою очередь прославляет и Самого Бога, слагая к Его ногам венец, какой возложил на него Бог. В таком же смысле уполномоченные от Церквей называются //славой Христовой// во 2-м посл. к Коринф. [[new:2kor:08:23|(VIII:23]]): они содействуют прославлению Христа в разных церквах. Такой муж - образ Божий и слава Божия - не должен сокрывать это - свое достоинство - под покрывалом. Чрез это он затмил бы отблеск божественного величия, какое дано ему Творцом. Но в силу того же закона жена должна поступить иначе. - //Жена есть слава мужа//. Это выражение находит свое объяснение в двух следующих выражениях: жена взята от мужа и создана //для// мужа. Всеми лучшими свойствами своего существа, по свободному влечению, жена стремится помогать своему мужу во всех его начинаниях и этим содействует ему в приобретении славы. - Почему однако Ап. жену не назвал //образом// мужа, а только его славою? Потому, что с понятием //образа// соединено представление о властительном достоинстве, а жена такого властительного достоинства в доме не имела: отобразом и участником в управлении домом была у отца семейства не жена, а его старший сын. - //Жена для мужа// - ср. [[old:gen:02:18|Быт II:18]]. [<10>]