[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 11:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов** См. Толкование на [[new:1kor:11:07#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 11:7]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Сего ради должна есть жена власть имети на главе, Ангел ради** «Чего же ради? – Ради всех показанных причин, и кроме того Ангел ради. Если ты, говорит, не обращаешь внимания на мужа, то постыдись Ангелов» (святой Златоуст). **Власть имети на главе**, то есть знак власти мужа над нею – покрывало головное. «**Властию** назвал Апостол покрывало, как бы так говоря: пусть показывает подчиненность, покрывая себя, и особенно ради Ангелов, которые приставлены к людям, потому что им вверено попечение о них. Так и в Деяниях сказали о Петре (стучавшем в двери): не сам он, но //Ангел его есть// [[new:act:12:15|(Деян. 12, 15)]]. И Господь говорит: //блюдите, да не презрите единаго от малых сих, верующих в Мя; глаголю бо вам, яко Ангели их выну видят лице Отца Моего небеснаго// [[new:mf:18:10|(Мф. 18, 10)]]». **Ангел ради** иные относят к людям, то есть к предстоятелям Церкви, или честнейшим из присутствующих в Церкви христианам. Но никакой нет нужды отступать от обычного значения слова: **Ангел**. Какая же мысль: **Ангел ради**? Стыдясь их, или боясь оскорбить их. Одна мысль о невидимом присутствии Ангелов должна остепенять и держать в своем чине. Лично для самих Ангелов и покрывание и непокрывание главы равно безразлично; но то, с каким намерением и в каком духе это делается, может или утешать их, или оскорблять; и это тем паче, если зло не ограничивается одним лицом открыто держащей главу, но распространяется и кругом. Враг иногда чрез одно лицо наделает зла целым сотням. «Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель, ибо добродетель и честь подчиненного состоят в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается делать это, ибо он есть образ Самого Господа; а жене справедливо предписывается» (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов** **Посему должна жена** честь **иметь на голове ради ангелов**, то есть священников, ибо хотя инде понуждает ее к повиновению, везде, однако, ради священства в повиновении его есть. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов** См. Толкование на [[new:1kor:11:03#prp_maksim_ispovednik|1 Кор. 11:3]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов** По сему сказанному, говорит, жена должна иметь знак своего подчинения, то есть если не иное что, то на голове покрывало, из благоговения пред ангелами, дабы и пред ними не явиться бесстыдницей. Ибо как покрытой головой, опущенными вниз глазами жена доказывает свой почтительность и верность положения подчиненной, так непокрытой головой она обнаруживает бесстыдство, которого отвращаются и ангелы, присущие верующим. Климент же, автор книги "Строматы", довольно тонко разумел под ангелами праведников Церкви. Жена, говорит он, должна покрываться, дабы не соблазнить их на блуд. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Евагрий Понтийский ===== **Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов** Одержимый грехами и гневом, но бесстыдно дерзающий простираться к ведению божественных вещей и приступать к нематериальной молитве, пусть услышит Апостольское запрещение, гласящее, что небезопасно ему молиться с обнаженной и непокрытой головой. Ибо таковая душа, говорит Апостол, **должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов**, облачившись в стыд и подобающее смиренномудрие. //**Главы о молитве.**// ===== Тертуллиан ===== **Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов** Как раз в связи с ангелами женщины должны покрывать голову, потому что из-за дочерей человеческих ангелы отпали от Бога. //**О молитве.**// ===== Амвросиаст ===== **Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов** **Власть** он обозначил покровом, **ангелами** называет епископов. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов** Так как жена сотворена //из// мужа и //для// мужа, то она и должна на голове иметь знак власти, которой она подчинена. - //Для Ангелов//. Это прибавление, по-видимому, не имеет значения //основания//, в силу которого жена должна в церкви покрываться покрывалом: впереди уже достаточно ясно выражена причина и цель этого покрывания и 10-й стих поэтому начинается выражением "//посему//". //Неinriсi// говорит, что об //Ангелах// здесь упомянуто потому, что они были при сотворении мира и людей орудиями в руках Божиих и потому что они чувствуют себя оскорбленными, видя, как нарушаются нормальные, при самом сотворении установленные, отношения между мужем и женою. Эту мысль можно принять, с тою, впрочем, оговоркою, что Ангелы были только свидетелями творения мира [[old:iov:38:07|(Иов. 38:7)]]. А что они невидимо присутствуют в богослужебных собраниях верующих - об этом можно заключать из других мест посланий Ап. Павла (напр. [[new:ef:03:10|Еф. 3:10]]; [[new:1tim:05:21|1 Тим. 5:21]]; [[new:1kor:04:09|1 Кор. 4:9]]). Это мнение уже высказано было древними церковными толкователями //(Злат., Августин)//, но тем не менее наряду с ним существовало другое, приводимое еще //Тертуллианом//, - что здесь нужно разуметь злых ангелов, которые возбудятся похотию к женщинам, открывшим свою голову. Но злые ангелы нигде просто //ангелами// не называются. Некоторые еще разумели здесь шпионов языческих, предстоятелей церкви и т. д., но все эти мнения не могут быть признаны сколько-нибудь основательными. Есть еще мнение, что это прибавление есть позднейшая вставка, но это мнение также не может быть принято, потому что слова: //для Ангелов// находятся во всех древнейших кодексах. **//Толковая Библия.//** [<10>]