[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 11:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 13-15 **Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала** **«Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?»** [[new:1kor:11:13|(1Кор.11:13)]]. Опять предоставляет им самим судить о сказанном, подобно как поступил (в беседе) об идоложертвенном; там сказал: //«сами рассудите о том, что говорю»// [[new:1kor:10:15|(1Кор.10:15)]], и здесь (говорит): **«рассудите сами»**, и этим внушает нечто страшное: здесь, говорит, оскорбление касается Бога: впрочем, не говорит этого прямо, а выражается снисходительнее и прикровеннее: **«прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?»** [[new:1kor:11:13|(1Кор.11:13–15)]]. Как в других местах всегда он употребляет общеизвестные доказательства, так и здесь обращается к общеизвестному обычаю и сильно пристыжает слушателей, ожидающих от него наставления в том, что они могли знать и из общего обычая; а это не безызвестно и варварам. И, заметь, какие сильные везде он употребляет выражения: //«всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову»//; и еще: //«а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается»//; и здесь:** «если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала»** [[new:1kor:11:04|(1Кор.11:4]], [[new:1kor:11:06|6]], [[new:1kor:11:14|14–15)]]. Но, скажешь, если вместо одеяния дано, то для чего прибавлять к одному одеянию другое? Для того, чтобы показать подчинение не только по природе, но и по доброй воле. Природа наперед установила, чтобы ты была покрытой; а ты приложи нечто от себя, чтобы не показалось, что ты нарушаешь законы природы; противиться же не только нам, но и природе, есть знак великого бесстыдства. Потому Бог, укоряя иудеев, сказал: //«сыновей твоих и дочерей твоих... ты... приносила в жертву»//: это больше всех //«гнусностей твоих»// [[old:iez:16:20|(Иез.16:20, 22)]]. Также Павел, в послании к Римлянам обличая предающихся сладострастию, подобным же образом усиливает обличение, замечая, что преступление их противно не только закону Божию, но и природе: //«заменили естественное употребление противоестественным»// [[new:rim:01:26|(Рим.1:26)]]. И здесь он внушает то же самое, и еще то, что он не предписывает ничего нового, и что все языческие нововведения противны природе. То же выражает и Христос, когда говорит: //«как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»// [[new:mf:07:12|(Мф.7:12)]], внушая, что Он не вводит ничего нового. //**Гомилия 26 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 13-15 **Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала** Обрати внимание на то, что приличное (красота) есть (собственно) жизнь, согласная с природой, а постыдное, – это то, что противно природе. Потому и Апостол говорит, как бы вопрошая: **«прилично ли жене молиться Богу с непокрытой головой? Не сама ли природа учит Вас, что если муж имеет длинные волосы, то для него это безчестье, потому что это противно природе?»** И далее говорит: **«А если жена имеет длинные (волосы), то для нея это слава»**. Т. е. это согласно с природой, потому что волосы ей служат покровом, – это (таким образом) естественное покрывало. Итак сама природа дает нам и лицо и красоту, которую мы должны сохранить; о, если бы мы могли сохранить также и непорочность ея, чтобы не изменила ее наша злоба! **//Об обязанностях священнослужителей. Книга I.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **В вас самех судите, лепо ли есть жене откровенней Богу молитися** Обращается наконец Апостол к естественному чувству, или смыслу. Опять предоставляет им самим судить о сказанном, подобно как поступил в беседе об идоложертвенном. И внушает нечто страшное: «Здесь, говорит, оскорбление касается Бога; впрочем, не говорит этого прямо, а выражается снисходительнее и прикровеннее: **лепо ли есть жене откровенней Богу молитися?**» (святой Златоуст). Речь обращает к одной жене, чем показывает, что и все предыдущее было говорено преимущественно для вразумления ее, хотя там слово касалось и мужа. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою** Здесь намекает на нечто Страшное, на то, что бесчестие восходит до Бога. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою** В этом уже присутствует справедливое суждение о провидении Божием, согласно которому различие в поведении значимо и каждый судим согласно мере своего отступления от добродетели. //**О началах.**// ===== Амвросиаст ===== **Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою** По этому поводу гневается Павел и оттого с иронией выше говорил: //Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам// [[new:1kor:11:02|(1 Кор. 11:2)]]. Ибо это ведь объясняется традицией Церкви, чтобы жены пребывали в храме с покрытою головой, тогда как коринфяне терпимо относились к пребыванию жен в храме с непокрытыми головами. Поэтому уже не из традиции, которой коринфяне пренебрегли, но из самой природы вещей пытается их убедить в истине. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою** Теперь Ап. обращает внимание на известную особенность в физической организации мужчины и женщины. Сначала обращается он к рассудительности читателей. Сами они должны сообразить, что являться //пред Богом (молиться Богу)// жене нельзя с головою открытой. Ведь - //все - от Бога//; Бог установил - это Его воля - чтобы женщина была в подчинении у мужа. Как же она осмеливается явиться молитвенницею пред Богом в таком виде, какой свидетельствует о том, что она не хочет держаться Божеского установления? [<10>]