[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 11:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 25-27 **Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней** **«Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание»** [[new:1kor:11:25|(1Кор.11:25)]]. Что говоришь? Совершаешь воспоминание о Христе, и презираешь бедных, и не трепещешь? Когда ты совершаешь поминовение по умершем сыне или брате, то совесть замучила бы тебя, если бы ты не исполнил обычая и не пригласил бедных; а совершая воспоминание о своем Владыке, ты не хочешь даже поделиться трапезой? Но что означают слова: **«сия чаша есть новый завет»**? Была чаша и ветхого завета – возлияния и кровь бессловесных животных; наполняли чашу и фиал кровью и после жертвоприношения совершали возлияние. Предложив вместо крови бессловесных Свою кровь, (Господь) напомнил о древнем жертвоприношении, чтобы, слыша это, кто-нибудь не смутился. Сказав о вечери, далее (апостол) соединяет настоящее с прошедшим, чтобы верующие были и ныне в таком же расположении духа, как будто присутствовали на той самой вечери, возлежали вместе (с апостолами) и принимали от самого Христа эту жертву, и говорит: **«ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет»** [[new:1kor:11:26|(1Кор.11:26)]]. Как Христос, сказав о хлебе и о чаше: **«сие творите в мое воспоминание»**, открыл нам причину установления таинства, и между прочим внушил, что эта причина достаточна для возбуждения в нас благоговения, – и подлинно, когда ты представишь, что потерпел для тебя Владыка твой, то сделаешься любомудреннее, – так и Павел говорит здесь: **«ибо всякий раз, когда вы едите, смерть Господню возвещаете»**. Такова эта вечеря! Далее внушает, что она пребудет до скончания века, словами: **«доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней»** [[new:1kor:11:26|(1Кор.11:26–27)]]. Почему? Потому, что проливает кровь и производит заклание, а не жертву приносит. Как тогда пронзившие (Господа) пронзали не для того, чтобы пить, но чтобы пролить (кровь Его), так поступает и тот, кто приобщается недостойно, и не получает никакой пользы. Видишь ли, как страшна речь его и как сильно он тронул их, показав, что если они таким образом намерены пить (кровь Господа), то будут недостойно причащаться предлежащих (таин)? //**Гомилия 27 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свят. Феофан Затворник ===== **Такожде и чашу, по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей Крови; сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание** **Такожде и чашу**, то есть прием, благодарения и благословения тайносовершительного не повторяет, а уже как готовую кровь подает, говоря: **сия чаша новый завет есть**. Апостол не приводит слов: //пийте от нея//, ибо это разумелось само собою, а только воспоминает слова, означающие таинственную силу крови: **сия чаша новый завет есть в Крови Моей**. Моисей, прочитав закон вслух всех израильтян, окропил их кровию жертвенною, и сказал: //се кровь завета, который положил Господь с вами// [[old:ish:24:08|(Исх. 24, 8)]]. Смысл ветхозаветного кропления был: не исполнишь закона, своею кровию заплатишь за неисполнение. Смысл чаши нового завета есть, хоть бы мне пришлось всю кровь свою пролить, не отступлю от Тебя и заповедей Твоих, Господи. Как Господь ради нас пролил кровь Свою, так мы должны быть готовы пролить за Него свою. В этом существо нового завета. На наше решение жертвовать жизнию за Господа и веру в Него и заповеди Его, животворящая Кровь Господа нисходит внутрь, как очистительная и освятительная сила. Пиющие ее не страх смерти на себя приемлют, а воодушевлением благодатным исполняются, готовым на все святые дела и все лишения и скорби. **Сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание**.– **Сие творите**, то есть совершайте таинство Крови и пейте Мою Кровь,– в Мое воспоминание, в воспоминание крови, Господом пролитой за нас, а вместе и завета, нами в приобщении Крови Его приемлемого.– **Елижды аще пиете**, всякий раз, как пиете. Сила таинства одна и та же всегда: и ваше обязательство при сем должно быть одно и то же, и чувство, с каким должно приступать к чаше, как в первый раз, так и всегда должно быть одно и то же. Апостол воспомянул сии слова, чтоб предотвратить пагубное наше ко всему привыкание и последующее за тем равнодушие, и чтоб расположить всякий раз пред чашею возобновлять расположения, какие бывают при сем в первый раз. Вот как, говорит, установлено таинство Тела и Крови, по принятии коих вы переходите и на вечерю любви, и там ведете себя так, как не следует тому, кто помнит и разумеет, какую силу и какое значение имеет сие таинство. Какие исправительные внушения могли отсюда заимствовать коринфяне, это святой Златоуст так излагает: «Если ты приступаешь (к Тайнам Тела и Крови) для благодарения (таинство сие иначе называется Евхаристия – благодарение), то не делай ничего недостойного благодарения, не посрамляй брата своего, не презирай алчущего, не упивайся, не оскорбляй Церкви. Ты приступаешь, чтобы благодарить за те блага, которые получил; воздавай же и с своей стороны, и не отделяйся от ближнего. Христос преподал вечерю равно всем, сказав: //приимите, ядите//. Он равно всем преподал Тело, а ты не хочешь равно всем раздавать общий хлеб? Хлеб был преломлен Им равно за всех, и соделался Телом равно за всех. **Сие творите в Мое воспоминание**. А ты что делаешь? Совершаешь воспоминание о Христе, и презираешь бедных, и не трепещешь? Когда ты совершаешь воспоминание по умершим сыне или брате, то совесть замучила бы тебя, если бы ты не исполнил обычая и не пригласил бедных, а совершая воспоминание о своем Господе, ты не хочешь даже поделиться трапезою». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание** См. Толкование на [[new:1kor:11:24#prp_efrem_sirin|1 Кор. 11:24]] ===== Блаж. Августин ===== **Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание** Старое ушло и обновилось во Христе, так что алтарь уступил алтарю, меч - мечу, огонь - огню, хлеб - хлебу, жертва - Жертве, кровь - Крови. //**Послания.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови** И в Ветхом Завете были чаши, в которые после жертвоприношения отливали кровь бессловесных ([[old:ish:24:06|Исх. 24:6-8]]), и принимали ее бокалом и чашею. Итак, вместо крови бессловесных, которая запечатлевала Ветхий Завет, Я ныне полагаю Свою Кровь, запечатлевая ею Новый Завет. Итак, не смущайся, когда слышишь о крови. Ибо если в Ветхом Завете ты принимал кровь бессловесных, не тем ли более должен ныне принимать Кровь Божественную? **Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание** И чрез чашу, говорит, ты творишь воспоминание смерти Владыки. Как же ты один только сам пьешь и упиваешься, когда страшная Чаша сия дана равно для всех? //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Фульгенций Руспийский ===== **Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание** **Чаша** здесь обозначает не что иное, как новый завет в Господе... Когда используется слово **чаша**, имеется в виду намерение Господа принять благодать страдания. Ибо что Он подразумевал, говоря сынам Зеведеевым: //Можете ли пить чашу; которую Я буду пить?// [[new:mf:20:22|(Мф. 20:22)]]... а также: //Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?// [[new:in:18:11|(Ин. 18:11)]]. На расстоянии броска камня от Своих учеников Его уводят на смерть за грехи человеческого рода. Это - чаша Его страдания. И Он проявляет настоящее чувство человеческой слабости, говоря: //Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!// [[new:lk:22:42|(Лк. 22:42)]]. //**Послания.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание** См. Толкование на [[new:1kor:11:23#lopuxin_ap|1 Кор. 11:23]] [<10>]