[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 12:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение** См. Толкование на [[new:1kor:12:21#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 12:21]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 24-25 **Но Бог раствори тело, худейшему большу дав честь,– да не будет распри в телеси, но да тожде в себе пекутся уди** (равно один о другом) **Растворил** – как вино с водою растворяют. Берется во внимание мнимая худость и попечение. Чего недостает в мнимой добротности, то восполняется большим попечением, а где мнится более добротности, там соразмерно умаляется и попечение. И вышли все ровны. Святой Златоуст говорит: «Если Бог растворил тело, то не оставил возможности различать в нем менее благородное, ибо растворенное делается единым, так что уже не видно, чем оно было прежде; иначе о нем нельзя было бы сказать, что оно растворено. И смотри, как он везде только слегка упоминает о недостатках, выражаясь: **худейшему** (υστερουντι – умаленному в чем-либо). Не сказал: бесчестному или постыдному, но **худейшему** (чего-нибудь против другого неимущему). Худейшему, говорит, **дав большую честь**, показывая, что Бог с пользою и даровал меньше, и почтил больше. **Да не будет распри в телеси**. Подлинно, было бы великое неравенство, если бы одни члены и от природы и от нас пользовались большим попечением, а другие не имели бы этого ни с той, ни с другой стороны; тогда они распались бы, не имея возможности сохранить союз между собою, а если бы одни отпали, то и прочие потерпели бы вред. Видишь ли, как он доказал, что менее совершенным членам необходимо было дать более чести (то есть попечения). Если бы было не так, то погибли бы все вообще. Но, может быть, кто скажет: о теле точно можно сказать, что менее совершенные члены получили более чести, но как это можно видеть между людьми? – Между людьми еще более можно видеть это. Так, пришедшие в одиннадцатый час первые получили награду; для заблудшей овцы пастырь оставил девяносто девять других, пошел за нею и, нашедши, нес, а не гнал ее; блудный удостоился большего попечения, нежели ведший себя честно; разбойник был увенчан и прославлен прежде Апостолов. Итак, зная это, высшие не притесняйте низших, дабы прежде них вам самим не потерпеть вреда, ибо если они отделятся, то разрушится и все тело. Апостол требует не того только, чтобы мы не отделялись друг от друга, но чтобы самым тесным образом были соединены между собою. Ибо сказав: **да не будет распри в телеси**, он не удовольствовался этим, но прибавил: **да тожде в себе пекутся уди**. Бог устроил так не только для того, чтобы члены не отделялись друг от друга, но и для того, чтобы между ними была великая любовь и согласие. Ибо если каждый должен заботиться о спасении ближнего, то не говори мне о высших и низших; здесь нет высшего и низшего. Не говори же, что такой-то член не важен, но помни, что он член того же тела, которое содержит в себе все. Посему Апостол и требует одинакового о всех попечения» (святой Златоуст). См. также Толкование на [[new:1kor:12:22#svt_feofan_zatvornik|1 Кор. 12:22]] //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение** См. Толкование на [[new:1kor:12:14#prp_efrem_sirin|1 Кор. 12:14]] ===== Блаж. Августин ===== **и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение** Наверняка волосы твои менее важны, чем другие твои члены? Что в теле твоем менее ценно, чем волосы? Что презреннее? Что менее значимо? Но если парикмахер тебя плохо пострижет, ты будешь злиться на него, потому что не постриг твои волосы ровно. Но и ты не держишься надлежащего единения членов Христовых в Церкви. //**О пользе поста.**// ---- Точно так же, как по-доброму использовать злое есть добро, так и благо есть в том, чтобы по-доброму использовать неблагообразное. Не за красоту божественного творения, а за мерзость похотей апостол называет эти члены **неблагообразными**. Целомудренные люди не связаны необходимостью впадать в греховность, потому что они сопротивляются похоти, дабы она не ввергла их в дела неблаговидные. Но даже рождение потомства невозможно без такого желания. Итак, у целомудренных супругов есть и желание - рождения потомства, и необходимость влечения. Из неблаговидного возникает благовидное, когда целомудренное соединение терпит, но не любит влечение. //**Против Юлиана.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **А благообразные наши не имеют в том нужды** Дабы кто не сказал: что за причина прилагать попечение о неблагообразных и бесчестных членах, а благообразные оставлять в небрежении? Мы, говорит, не презираем их, но они, будучи по природе своей благообразны, ни в чем не нуждаются от нас. **Но Бог соразмерил тело** Если не смесил и устроил единым, ибо смешиваемое становится единым, то во едином где же большее и меньшее? **Внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле** Не сказал: неблагообразном, или: бесчестном, но: **менее совершенном**. Ибо по природе ни один член не безобразен или бесчестен. Менее совершенному, говорит, придал большую честь. Итак, не скорби, ибо ты почтен больше других. Вот и причина: дабы не было разделения в теле. Ибо если бы одни члены пользовались уходом и со стороны нашей, а другие были бы оставлены и без нашего попечения, то они разделились бы между собой, не будучи в силах поддерживать союз, а по разделении их и прочие члены пришли в расстройство, по причине разделения в теле. Так и вы, удостоившиеся больших дарований, не превозноситесь над получившими меньше, дабы, по отделении их от вас, и вам не потерпеть вреда. **А все члены одинаково заботились друг о друге** Мало, говорит, того, чтобы члены не разделялись, но между ними должна быть большая любовь и согласие; и каждый должен заботиться и пещись о малом и заботиться не просто, но **одинаково**, то есть чтобы и малый пользовался попечением таким же, как и важный. Так, когда попадет колючка и вонзится в пяту ноги, все тело чувствует и заботится: голова наклоняется, спина сгибается, чрево и бедра стягиваются, глаза смотрят с большой заботливостью, руки вынимают занозу. Подобно бывает и с прочими членами. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение** Ясно видно, что не голова, не лицо и не руки нуждаются в дополнительном украшении. Так и братья, в которых живо рвение к проницательности и горит верность обращения - им нечего от нас добавить, и должный им отдается почет. Презираемым и низким воистину есть нужда в ободрении, через которое им придается известный почет, и для их пользы; или же из презрения к себе станут небрежными в том, в чем им более надлежит совершенствоваться и приносить пользу. //**На Послания к Коринфянам.**// См. также Толкование на [[new:1kor:12:23#amvrosiast|1 Кор. 12:23]] ===== Лопухин А.П. ===== **и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение** См. Толкование на [[new:1kor:12:23#lopuxin_ap|1 Кор. 12:23]] [<10>]