[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 12:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки** Он и теперь делает то же, о чем я сказал прежде; коринфяне превозносились даром языков, потому он везде поставляет его на последнем месте. Не напрасно он говорит здесь: во-первых, во-вторых, но поставляет превосходнейший дар выше, а потом указывает на низший. Потому сначала он именует апостолов, которые имели в себе все дары. Не сказал просто: иных Бог поставил в Церкви апостолами, или пророками, но присовокупил: во-первых, во-вторых, в-третьих, выражая именно то, что я сказал. **«Во-вторых пророками»**. Тогда пророчествовали, например, дочери Филиппа, Агав и те из самих коринфян, о которых он говорит: //«и пророки пусть говорят двое или трое»// [[new:1kor:14:29|(1Кор.14:29)]], и в послании к Тимофею: //«не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству»// [[new:1tim:04:14|(1Тим.4:14)]]. Вообще тогда было гораздо больше пророков, нежели в Ветхом Завете, потому что этот дар был ниспосылаем не на десять, двадцать, пятьдесят или сто (человек), но обильно изливалась эта благодать, и каждая церковь имела много пророков. Если же Христос говорит: //«все пророки и закон... до Иоанна»// [[new:mf:11:13|(Мф.11:13)]], то говорит о тех пророках, которые предвозвещали Его пришествие. **«В-третьих учителями»**. Пророчествующий говорит все от Духа, а учащий говорит иногда и от собственного разума. Почему (апостол) и говорит: //«достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении»// [[new:1tim:05:17|(1Тим.5:17)]]. Кто говорит все от Духа, тот не трудится; потому (апостол) и поставил учителя после пророка, так как дело последнего всецело есть дар, а первого и труд человеческий; он (учитель) говорит многое и от себя, хотя конечно согласно с божественными Писаниями. **«Далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений»**. Видишь ли, как он опять отделяет дар исцелений от силы, подобно как сделал и прежде? Это потому, что сила больше исцеления. Имеющий силу и поражает и исцеляет; а имеющий дар исцелений только исцеляет. И смотри, какой точный порядок наблюдает (апостол), поставляя пророчество прежде сил и исцелений. Выше, когда говорил: //«одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания»// [[new:1kor:12:08|(1Кор.12:8)]], он поставлял (дары) не по порядку, но говорил безразлично; а здесь ставит (одно) выше и (другое) ниже. Почему же пророчество он поставляет выше? Потому, что и в Ветхом Завете оно занимало такое же место. Так, когда Исаия беседовал с иудеями, представлял доказательства силы Божией и обличал ничтожность демонов, то на предсказание будущего указывал, как на самое большое свидетельство божественности. И Христос, сотворивший столько чудес, поставляет то же немаловажным признаком своей божественности и часто заключает свою речь так: //«теперь сказываю вам,... дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я»// [[new:in:13:19|(Ин.13:19)]]. Но положим, что по отношению к пророчеству дар исцелений справедливо занимает второе место; а почему то же и по отношению к учению? Потому, что не одинаковое дело – проповедовать учение и насаждать благочестие в душах слушателей, или совершать чудеса; и самые чудеса совершаютея для научения. Потому, кто учит и словом и жизнью, тот выше всех. (Павел) разумеет именно тех учителей, которые и делами учат и словом назидают. Это и апостолов сделало апостолами. Те (дары пророчества и чудотворений) сначала получили некоторые и не совсем достойные, как например те, которые говорили: //«Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?... и не Твоим ли именем многие чудеса творили?»//, а потом услышали: //«Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»// [[new:mf:07:22|(Мф.7:22–23)]]. Но слово учения, и именно двойственного – делами и словами, никогда не может получить человек порочный. А что пророков он поставляет прежде, не удивляйся; он разумеет не просто пророков, но таких, которые посредством пророчества и учат и говорят все к общему назиданию, что далее он излагает яснее. **«Вспоможения, управления»**. Что такое вспоможения? То, чтобы помогать слабым. Неужели, скажи мне, и это дар? Без сомнения, это дар Божий – помогать и распоряжаться духовными предметами. Впрочем апостол и многие из наших добродетелей называет дарами, не с тем, чтобы мы предавались беспечности, но чтобы показать, что мы всегда имеем нужду в помощи Божией, и чтобы расположить к благодарности, сделать более ревностными и возбудить их помыслы. **«Разные языки»**. Видишь ли, где он поставил этот дар, и как он везде отводит ему последнее место? //**Гомилия 32 на 1-е послание к Коринфянам.**// ---- Послушаем самого Павла, который, исчисляя власти, на высшем месте ставит апостольскую. Что же говорит он? **"И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений"**. Видишь ли главную из властей? Видишь ли, что апостол стоит на высоте и никого нет прежде и выше его? **"Во-первых, Апостолы"**, говорит он, **"во-вторых, пророки; в-третьих, учителя"** и пастыри, **"иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки"**. И притом апостольство есть не только начало прочих властей, но и основание и корень. Как голова, находясь выше всего, не только есть начало и власть тела, но и корень, потому что нервы, управ­ляющие телом, исходя из нее, и произрастая из самого мозга, и оживляясь духом, таким образом, управляют всем живот­ным составом, – так и апостольство не только стоит выше, как начало и власть прочих дарований, но и, сосредоточивая, со­держит в себе корни всех их. Пророк не может быть и апостолом и пророком; апостол же непременно есть и пророк имеет и дары исцелений, и роды языков, и толкование языков; поэтому (апостольство) есть начало и корень дарований. А что это так, я представлю вам во свидетели Павла. Впрочем, прежде нужно сказать, что такое **"разные языки"**. Что же такое **"разные языки"**? В древности крестившийся и уверовавший тотчас начинал говорить разными языками для проявления Духа. Так как тогдашние люди находились в состоянии более немощ­ном, и плотскими глазами своими не могли созерцать духовных дарований, то им и сообщаем был чувственный дар, чтобы духовное делалось явным: крестившийся тотчас начинал говорить и нашим языком, и языком персов, и языком индий­цев, и языком скифов, так что и неверные могли узнать, что он сподобился Святого Духа. Это было чувственным знамением, т.е. такая речь, – потому что ее слышали чувством телесным, – но это чувственное знамение делало явною для всех духовную и невидимую благодать Духа. Такое знамение и называлось **"разные языки"**, потому что человек, имевший от природы один язык, начинал говорить разными и инородными языками по благодати, и можно было видеть, как человек, один по числу, был разнообразным по дарованиям, и имел различные уста и различные языки. Посмотрим же, как апостол имел и это дарование и все прочие. Об этом он сам говорит так: //"я более всех вас говорю языками"// [[new:1kor:14:18|(1Кор.14:18)]]. Видишь ли, что он имел роды языков, и не только имел, но и в большем изобилии, нежели все прочие верующие? Он не сказал только: я могу говорить языками, но и: //"я более всех вас говорю языками"//. На пророчество, ко­торое он имел, он указывает следующими словами: //"Дух же"// говорит, //"ясно говорит, что в последние дни наступят времена тяжкие"// [[new:1tim:04:01|(1Тим.4:1]]; [[new:1tim:03:01|2Тим.3:1)]]; а чтo говорить о том, что будет в последние времена, значит пророчествовать, это вся­кому известно. //"Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие"//. И еще: //"Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших"// [[new:1sol:04:15|(1Фес.4:15)]]; и это – пророчество. Видишь ли, как он имел роды языков и пророчество? Хочешь ли знать, что он имел и дарования исцелений? Но, может быть, нет нужды дока­зывать это словами, когда мы знаем, что не только сами апостолы, но и одежда их имела дарование исцелений. А что он был и учителем народов, об этом он говорит во многих местах; он заботился о всей вселенной и управлял церквами. Таким образом, когда ты слышишь: **"Во-первых, Апостолы; во-вторых, пророки; в-третьих, учителя"** и пастыри; **"иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки"**, то знай, что вся совокупность прочих дарований сосредоточивается в апостольстве, как в главе. Не думали ли вы прежде, что имя апостолов просто? Вот, теперь вы узнали, какой глубокой смысл заключает в себе это имя. Это сказали мы не для того, чтобы показать собственную свою силу; это – не наши слова, а благодати Духа, которая возбуждает от лености беспечных, чтобы они ничего не оставляли без внимания. **//О том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И овых убо положи Бог в Церкви первее Апостолов, второе пророков, третие учителей, потом же силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков.** **Бог положи**. Устроители церквей и хранители порядков в них не сами по себе установились: они небесного происхождения. Потому существующее в Церквах устроение должно принять с полною покорностию, как непосредственное Божие учреждение (Феофилакт). Говоря: **первее, второе, третие**, Апостол ставит чины церковные по их достоинству. **Первее Апостолов**. «Превосходнейший чин становится выше всех, ибо Апостолы имели в себе все дары» (святой Златоуст). «Они началовожди веры» (Экумений). «Проводники всех духовных благ и сокровищ» (Феофилакт). «Разумеет не двенадцать только, но и семьдесят, и других, впоследствии сподобившихся сей благодати. Ибо и сам, будучи впоследствии призван, приял сие поставление, также божественный Варнава, а кроме их и многие другие» (Феодорит). **Второе пророков**. «Разумеет бывших не прежде благодати, но под благодатию. Из числа их был Агав» (Феодорит). «Пророчествовали и дочери Филиппа, и те из коринфян, о которых он говорит: //пророцы же два или трие да сказуют// [[new:1kor:14:29|(14, 29)]]. Вообще тогда было гораздо больше пророков, нежели в Ветхом Завете, потому что этот дар был ниспосылаем не на десять, двадцать, пятьдесят или сто человек, но обильно изливалась эта благодать, и каждая Церковь имела много пророков. Если Христос говорит: //закон и пророцы до Иоанна// [[new:mf:11:13|(Мф. 11, 13)]], то говорит о тех пророках, которые предвозвещали Его пришествие» (святой Златоуст). **Третие учителей**. «И они великую приносили пользу, и по справедливости полагаются тотчас за пророками» (Экумений). «Вдохновенные Божественною благодатию, они предлагали учение Божественных догматов, и делали нравственные наставления» (Феодорит). «Пророчествующий говорит все от Духа, а учащий говорит иногда и от собственного разума. Почему Апостол и говорит: //прилежащии добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются; паче же труждающиися в слове и учении// [[new:1tim:05:17|(1 Тим. 5, 17)]]. Кто говорит все от Духа, тот //не труждается//, посему Апостол и поставил учителя после пророка, так как дело последнего есть всецело дар, а первого – и труд человеческий; учитель говорит многое и от себя, хотя, конечно, согласно с Божественными Писаниями» (святой Златоуст). **Потом же силы, таже дарования исцелений** Прежде указывал на лица, получившие дары, а теперь стал указывать только дары,– что никакой разности не производит в ходе речи, ибо и эти дары лицам же определенным были посылаемы.– «Видишь ли, как он опять отделяет дар исцелений от силы, как сделал и прежде? Это потому, что сила больше исцеления. Имеющий силу и поражает, и исцеляет, а имеющий дар исцелений только исцеляет» (святой Златоуст). Может быть, **силы** означают и дар, обнаруживавшийся в чрезвычайной власти над силами и стихиями природы. «Апостол напереди сих даров поставил учительство не просто, но научая тем, что дарования сии ради учения, а не оно ради их; потому что учение споспешествовало спасению. Поелику же не принимали оного без знамений, то, по необходимости для приходящих, как бы в некое поручительство, творили чудеса» (Феодорит). **Заступления**, αντιληψεις.– Заступаются за обижаемого и терпящего насилие. Если взять пополнее это значение и перебрать все, от чего терпеть может немощный человек, и вследствие того требовать заступления, то под этим даром многое можно разуметь. Терпят от неправд человеческих, терпят от бедности и болезней, терпят насилие и стужение от бесов. Соответственно сему дар заступлений будет или дар мужества и мудрости в защищении притесняемых пред властями, или дар попечения о бедных и больных, или дар власти над бесами. Что признать более уместным в настоящем случае? Наши толковники не дали этому слову строгого определения, потому можно разуметь все. Но ближе – заступление от злых людей и бесов. **Правления**, κυβερνησεις.– Дар управления частными Церквами – пастырство. Феодорит правления и заступления ставит вместе и говорит: «Сим Апостол изобразил домостроительство Церквей». Феофилакт говорит то же об обоих вместе: «**Заступления, правления**, то есть чтоб заступаться за немощных и управлять, или устроять дела братий. Это хотя и от нашего усердия зависит, но Апостол называет то дарами Божиими, научая быть и за них благодарными Богу и к Нему взирать, а не возноситься». Святой Златоуст говорит: «Что такое **заступления**? – То, чтобы помогать слабым. Неужели и это есть дар? – Без сомнения, помогать и распоряжаться духовными предметами (здесь святой Златоуст говорит и слово: **правления**) есть дар Божий.– Впрочем Апостол и многие из наших добродетелей называет дарами не с тем, чтобы мы предавались беспечности, но дабы показать, что мы всегда имеем нужду в помощи Божией, и дабы расположить к благодарности, сделать более ревностными и возбудить души слушателей». **Роди языков**. «Дарование сие поставил Апостол на последнем месте не просто, но потому, что коринфяне высоко о нем думали и неумеренно пользовались им напоказ, а не по мере нужды. Ибо поэтому Апостол представил и порядок дарований, и сказал, которое из них есть первое, которое второе, и которое третье, чтобы прилагали попечение о более нужном» (Феодорит). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Феодор Студит ===== **И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки** Царь, пойми и внимательно послушай: не твое это — обсуждать и исследовать церковные правила; твоей власти принадлежит решение мирских дел и управление ими, а церковные дела принадлежат епископам и церковным учителям; тебе же повелено последовать за ними и им повиноваться. Так, святой апостол сказал: **Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями**, а не царями. И в других местах Священное Писание заповедует, чтобы церковными делами управляли церковные учители, а не цари. //**Житие прп. Феодора Студита.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками** Бог поставил: как же ты противишься Богу? На первом месте ставит апостолов, потому что они раздаятели всех благ; на втором - пророков не ветхозаветных (ибо они пророчествовали о пришествии Христовом до Иоанна: [[new:mf:11:13|Мф. 11:13]]), но тех, которые по пришествии Христовом пророчествовали в Новом Завете, каковы были дочери Филиппа, Агав и множество других. Ибо сия благодать Духа была обильна в каждой Церкви. Полагает счетом **во-первых, во-вторых** для того, чтобы, поставив на конце дар языков, смирить тех, которые превозносились им: **В-третьих, учителями** Пророк все возвещает от Духа, а учитель и от себя: посему он - третий. **Далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений** Силы и больных исцеляли, и противников наказывали, а дарования исцелений только врачевали: посему первые он поставляет выше последних. А прежде обоих сих по справедливости поставлен учитель, который учит делом и словом. **Вспоможения, управления** То есть вспоможение слабым и управление или распоряжение братским имуществом. Хотя это зависит и от нашего старания, но он называет дарования Божиими, убеждая нас быть благодарными, и к Нему взирать, а не превозноситься. **Разные языки** Дар этот поставил последним, дабы смирить тех, которые тщеславились им. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки** **И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами**, которые суть посланники Христа, как о том говорит и апостол: мы - посланники от имени Христова и как бы Сам Бог увещевает через нас. Таковы епископы, что подтверждает апостол Петр, говоря среди прочего об Иуде: //и достоинство его да приимет другой// [[new:act:01:20|(Деян. 1:20)]]. **Во-вторых, пророками**. Слово **пророки** понимаем в двух смыслах: как предсказывающих будущее и как истолковывающих Священное Писание. Как бы то ни было, но апостолы также относятся к **пророкам**, поскольку высшая ступень все низшие в себя вбирает. Ибо даже злой Каиафа, который был первосвященником, пророчествовал, хотя и не от себя. В частности, были **пророки** и толкователями Писания, и предсказателями грядущего, как Агав, который сему апостолу пророчествовал гибель и цепи в Иерусалиме и предсказал голод, который случился при Клавдии. И хотя **апостол** выше **пророка**, порой бывают нужны и пророки... **В-третьих, учителями**. Тех называет **учителями**, которые, обучая грамоте и речам, питают юношей нравами синагоги, - их занятие и к нам совершило переход во времени. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки** Перечисляя разные дарования и должности, существующие в Церкви вселенской, Апостол хочет этим показать, что все эти дарования и должности имеют свое высокое значение, потому что они явились в жизнь по воле Божией. Впрочем, одни из них имеют более высокое значение, другие - менее высокое. - //Во-первых//. Несомненно, что Ап. этим прибавлением хотел сказать, что апостольство - есть первое по важности служение в Церкви. За ним следуют еще два важных служения, второе и третье: пророчество и учительство. Прочие служения и дары он уже не отмечает счетом, показывая этим, что они не стоят на одном уровне с первыми тремя. - //Апостолами//. Под именем Апостол здесь нужно понимать такого христианина, который принимал участие в основании той или другой частной Церкви. Таковы были, напр., Иаков, Варнава, Сила, Тимофей, Тит и др. благовестники (ср. [[new:act:14:04|Деян XIV:4 и 14]]; [[new:rim:16:07|Рим XVI:7]]). Что здесь Ап. имеет в виду апостольство как постоянное учреждение, существовавшее и по смерти 12-ти Апостолов Христовых, это видно из того, что Ап. говорил здесь не о Христе, избравшем Себе 12 и 70 учеников, а о Боге, Который поставил Апостолов. Из памятника древне-церковной письменности, известного под названием "Учение 12-ти Апостолов" видно, что апостольство продолжало существовать и во 2-м веке, когда появилось это произведение. - //Пророками//. Это такие люди, которые получали откровения, какие Бог признавал нужными для христианской Церкви. Речи этих людей, произносившиеся обыкновенно в богослужебных собраниях, на которых пророки удостаивались откровений, служили к разъяснению положения, в каком находились христиане, и внушали христианам мужество в виду надвигавшихся гонений. Служение древнейших из этих пророков имело значение не для одной какой либо Церкви, а для всего христианства [[new:act:13:01|(Деян XIII:1]] и XV:32). В некоторых местах посланий Ап. Павла они почти отождествляются с Апостолами [[new:ef:02:20|(Еф II:20]] и III:5), с которыми вместе они основывали Церкви. Этот дар, как и апостольство, упоминается в "Учении двенадцати Апостолов" и, следов., продолжал существовать во 2-м в. - //Учителями//. Это были люди, которые имели дар излагать учение веры в спокойной связной речи и давать практические советы христианам. Это служение было более привязано к определенному месту, чем служение пророков, как видно из того, что оно в посл. к Ефесянам поставлено в тесной связи с служением пастыря [[new:ef:04:11|(Еф IV:11)]], которое, конечно, имело отношение только к отдельным Церквам [[new:act:20:28|(Деян XX:28]]). - //Силы чудодейственные - дары исцелений// - см. ст. 10. - //Вспоможения//. Это - различные виды помощи нуждающимся, больным, странникам, иначе сказать - служение диаконов и диаконисс. - //Управления//, - т. е. должности людей, которым было поручаемо наблюдать за внешним порядком в Церкви, главным же образом, забота о богослужебных местах. Эта обязанность первоначально лежала, по всей вероятности, на епископах и пресвитерах, каковые оба служения прежде не разделялись [[new:fil:01:01|(Флп I:1]] - толков. //Иоанна Злат., Феодорита//). - //Разные языки//. Ап. ставит этот дар в самом конце, для того чтобы показать коринфянам, увлекавшимся этим даром, что он имеет в церковной жизни не особенно важное значение. Вывод, какой может быть сделан из этого перечисления даров и служений, ясен: не должно пренебрегать ни одним даром или служением только потому, что он не имеет в себе особого блеска. См. также Толкование на [[new:1kor:12:14#lopuxin_ap|1 Кор. 12:14]] [<10>]