[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 12:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 29-30 **Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи** Далее, так как перечислением (даров) он опять показал великое различие и возбудил болезнь тех, которые получили меньшие дары, то наконец, после того как представил множество доказательств на то, что они не слишком унижены, обращается к ним с весьма сильным обличением. Услышав вышесказанные слова, они могли сказать: почему же не все мы сделаны апостолами? Прежде он предлагал им утешение и многими доводами доказал, что это сделано по необходимости, и во-первых – примером тела: //«тело//, – говорит, – //не из одного члена»//, и еще: //«если бы все были один член, то где было бы тело?»// [[new:1kor:12:19|(1Кор.12:19)]]; во-вторых – тем, что все дается на пользу: //«каждому//, – говорит, – //дается проявление Духа на пользу»// [[new:1kor:12:07|(1Кор.12:7)]], в третьих – тем, что все получают от одного и того же Духа и что получаемое есть дар, а не долг: //«Дары//, – говорит, – //различны, но Дух один и тот же»//; в-четвертых – тем, что Дух открывается равно во всем: //«каждому//, – говорит, – //дается проявление Духа»//; в-пятых – тем, что все это устрояется по воле Духа и Бога: //«все же сие//, – говорит, – //производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно»// [[new:1kor:12:11|(1Кор.12:11)]]; и: //«Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно»// [[new:1kor:12:18|(1Кор.12:18)]]; в-шестых – тем, что и низшие члены необходимы: //«члены тела,// – говорит, – //которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее»//; далее – тем, что и низшие члены необходимы одинаково с высшими, так как одинаково с ними составляют тело: //«тело//, – говорит, – //не из одного члена, но из многих»//; далее – тем, что и высшие члены имеют нужду в низших: //«не может//, – говорит, – //...сказать... голова ногам: вы мне не нужны»// [[new:1kor:12:21|(1Кор.12:21)]]: потом – тем, что низшие члены пользуются большей честью: //«менее совершенному//, – говорит, – //большую дав честь»//; еще – тем, что они имеют общее и одинаковое попечение друг о друге: //«все члены//, – говорит, – //одинаково заботятся друг о друге»//; наконец – тем, что все они вместе и прославляются и страдают: //«страдает ли,// – говорит, – //один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены»//. Такими доказательствами (апостол) прежде утешал (коринфян); а теперь употребляет слово сильное и обличительное. Не должно, как я сказал прежде, ни постоянно утешать, ни постоянно заграждать уста. Потому и он, утешив многими доводами, наконец сильно укоряет и говорит: **«Все ли Апостолы? Все ли пророки?... Все ли имеют дары исцелений?»** [[new:1kor:12:29|(1Кор.12:29–30)]]. Не останавливается на одном или другом даре, но исчисляет все до последнего, выражая или то, что всем нельзя иметь всего, как и прежде он говорил: //«если бы все были один член, то где было бы тело?»// или вместе с тем присовокупляя к слову утешения еще нечто другое. Что же такое? То, что и меньшие (дары), подобно большим, равно должны составлять предмет стараний, потому что и они даны не всем вообще. Для чего, говорит, ты скорбишь о том, что не имеешь дара исцелений? Помысли, что имеющий большее часто не имеет того, что ты имеешь, хотя бы это было меньшее. Потому и говорит: **«Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?»** [[new:1kor:12:30|(1Кор.12:30)]]. Как не всем Бог даровал все великие (дары), но одному такой, а другому иной, так Он поступил и с меньшими, даровав не всем все. А сделал Он это для того, чтобы внушить великое согласие и любовь, чтобы каждый, имея нужду в ближнем, теснее соединялся с братом. То же Он сделал и в художествах, и в стихиях, и в растениях, и в наших членах, и во всем вообще. //**Гомилия 32 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 29-30 **Еда вси Апостоли? Еда вси пророцы? Еда вси учители? Еда вси силы? Еда вси дарования имут исцелений? Еда вси языки глаголют? Еда вси сказуют** «Сим Апостол снова утешил приявших дарования, по мнению их меньшие, и ясно научил, что невозможно всем иметь одни и те же дарования, и что они имеют нужду друг в друге, как члены телесные имеют нужду во взаимном пособии» (Феодорит). «Так как перечислением даров он опять показал великое между ними различие и возбудил болезнь тех, которые получили меньшие дары, то, наконец, после того как представил множество доказательств на то, что они не слишком унижены, обращается к ним с весьма сильным обличением говорит: **еда вси Апостоли?** и проч. Не останавливается на одном или другом даре, но исчисляет все до последнего, выражая или то, что всем нельзя иметь всего, или вместе с тем присовокупляя к слову утешения еще нечто другое. Что же такое? – То, что и меньшие дары, подобно большим, равно должны составлять предмет желаний, потому что и они даны не всем вообще. Для чего, говорит, ты скорбишь о том, что не имеешь дара исцелений? Помысли, что имеющий большее часто не имеет того, что ты имеешь, хотя бы это было меньшее. Как не всем Бог даровал все великие дары, но одному такой, а другому другой, так Он поступил и с меньшими, даровав не всем все. А сделал Он это для того, чтобы внушить великое согласие и любовь, дабы каждый, имея нужду в ближнем, теснее соединялся с ним. То же Он сделал и в художествах, и в стихиях, и в растениях, и в наших членах, и во всем вообще» (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи** Когда по порядку перечислены большие и меньшие дарования, им естественно было опечалиться. Посему тех, которые имели меньшие дарования, опять утешает. Что, говорит, тебе скорбеть, что ты не имеешь, может быть, дара пророчества? Представь себе, что у тебя есть то, чего нет у пророка, и что есть у того, того нет у этого. Для вас прилично и гораздо полезнее такое распределение даров, чтобы каждый нуждался в ближнем. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы** **Все ли апостолы?** Воистину, ибо в Церкви один только епископ. **Все ли пророки?** Однозначно, не всем и не каждому дано быть **пророками**. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 29-30 **Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи** Бог не дал одному и тому же христианину все необходимые для развития церковной жизни дары, ибо в таком случае каждый христианин сам по себе составлял бы церковное тело и был бы вполне независим от других христиан. Чрез это разрушилось бы и самое тело Церкви. Нет, Бог сделал так, что христиане нуждаются один в другом. Так те, которые не Апостолы, нуждаются в братиях, которые получили дар апостольского служения. Поэтому - таков должен быть вывод из этого вторичного перечисления даров и служений - никто не должен думать, что он может жить сам по себе или, что он соединяет в своем лице все, что нужно для жизни Церкви. См. также Толкование на [[new:1kor:12:14#lopuxin_ap|1 Кор. 12:14]] [<10>]