[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 12:31 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший** Далее (апостол) предлагает самое главное утешение, которое могло ободрить их и успокоить скорбящую душу. Какое же? **«Ревнуйте**, – говорит, – **о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший»** [[new:1kor:12:31|(1Кор.12:31)]]. Этими словами он некоторым образом намекает на то, что (коринфяне) сами виновны, если получают меньшие дары, и что они, если захотят, могут получить большие. Выражением: **«ревнуйте»**, он требует от них усердия и желания даров духовных. Не сказал: высших, но: **больших**, т. е. нужнейших, полезнейших. Смысл слов его следующий: вы не переставайте желать даров, а я покажу вам путь к получению даров. Не сказал: дарование, но: путь, чтобы более возвысить то, о чем намеревался говорить; не один, не два, не три дара, говорит, я покажу вам, но один путь, ведущий ко всем им, и не просто путь, но превосходнейший и открытый для всех вообще. Это не то, что прочие дары, из которых одни даются тем, другие другим, а не все всем, но – дар всеобщий. Потому призывает к нему всех: **«ревнуйте**, – говорит, – **о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший»**, – разумея любовь к ближнему. Далее, намереваясь говорить о ней и воздать похвалу этой добродетели, он наперед сравнивает ее с другими дарами и поставляет их ниже, доказывая, что они без нее ничто; и это весьма благоразумно. Если бы он вдруг стал говорить о любви, и после слов: **«покажу вам путь»**, сказал: это любовь, а не употребил бы сравнения, то иные стали бы смеяться, не представляя себе ясно важности предмета и еще продолжая увлекаться (дарами). Потому он не вдруг указывает на любовь, а наперед возбуждает в слушателе внимание обещанием: **«я покажу вам путь еще превосходнейший»**, и когда возбудил в нем желание, то и тогда не тотчас начинает говорить о ней, но, желая еще более усилить и возвысить это желание, говорит сперва о самых (дарах) и показывает, что они без любви ничто, и таким образом ставит их в совершенную необходимость любить друг друга, так как пренебрежение к ней бывает причиной всех зол. Любовь по справедливости должна представляться важной уже и потому, что дары не только не соединяли их, но и разделяли соединенных, а она, напротив, сама собой может соединить разделенных и сделать их одним телом. Впрочем, он не вдруг говорит это, а указывает на то, чего они особенно желали, то есть, что любовь есть также дар и превосходнейший путь к получению всех даров. Потому, если ты не хочешь любить брата по долгу, то питай любовь по крайней мере для того, чтобы тебе получить большой дар чудес и обильнейшую благодать. //**Гомилия 32 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ревнуйте же дарований больших; и еще по превосхождению путь вам показую** Этот текст стоит на переходе к следующему слову о любви. Сказав все о чрезвычайных дарах благодатных, проявлявшихся в Церкви, и умиротворив всех, смущавшихся получением меньших сравнительно с другими даров, Апостол говорит как бы им: желаете лучших даров? – Ищите. Но я скажу вам, что дело жизни христианской не в дарах. Дары все могут прекратиться в Церкви. Есть в христианстве нечто, что выше всех даров. И вот это я вам хочу теперь показать. **По превосхождению путь**, превосходнейший путь, то есть путь жизни, дух жизни о Христе Иисусе. Фотий у Экумения говорит: «Показую вам путь, на коем, не имея нужды ни в одном из показанных дарований, вы окажетесь, однако ж, лучшими и совершеннейшими всех. Что же это такое? – Нечто самое простое, беструдное, наилегчайшим образом достигаемое, именно – любовь. Стяжавший чистую любовь, всех стал выше, всех превзошел. А у кого нет ее, тот ниспал ниже всех, и сверх того пуст есть (от всех духовных благ). Стяжав любовь, не будешь уже с завистию малодушно взирать на высшие дарования других». Вот слова святого Златоуста. «Не сказал: ревнуйте дарований высших, но κρειττονα, лучших, то есть нужнейших, полезнейших. Не сказал: дарование, но путь, дабы более возвысить то, о чем намеревался говорить; не один, не два, не три дара, говорит, я покажу вам, но один путь, ведущий ко всем им, и не просто путь, но путь превосходнейший, открытый для всех вообще. Это не то, что прочие дары, из которых одни даются тем, другие другим, а не все всем, но есть дар всеобщий». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший** Писание именует добродетели путями: больше же всех добродетелей любовь; почему Апостол сказал:** и еще по превосхождению** (превосходнейший) **путь вам показую**, как располагающий презирать все вещественное, и ничего временного не предпочитать вечному. //**Главы о любви.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ревнуйте о дарах больших (τα κρείττονα).** Тайно намекнул, что сами они виноваты, что получили меньшие дарования. Ибо словом **ревнуйте** требует старания с их стороны, и большего стремления к духовному. По-гречески не сказано: "больших" (τα μείζονα), но "лучших" (τα κρείττονα), то есть полезнейших. **И я покажу вам путь еще превосходнейший** Если вы решительно возревнуете о дарах, то вместе с сими путями (на это указывает слово еще) я покажу вам один путь **превосходнейший**, то есть превосходный, который приводит ко всем дарам. Разумеет же любовь. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший** Увлекает коринфян к более полезному, показывая им по степеням благодать всего названного выше дара, который в человеках проявляется в речах ли, в даре исцеления, пророчествования ли, но относится не к заслугам человека, а к почитанию Бога. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший** //Ревнуйте//. Правильнее перевести: "но ревнуйте" (ζηλου̃τε δέ). Ап. хочет сказать, что он не запрещает коринфянам стремиться к получению больших (или, по другому чтению, лучших) даров. Но если уже ревновать, то ревновать о высшем, - т. е. о дарах пророчества и учительства. - //И я покажу//... Ап. переходит от речи о дарах к речи о любви христианской. Весь стих можно передать так: "стремитесь к лучшим, высшим по своей полезности для Церкви дарам, а я теперь хочу указать вам путь жизни, гораздо лучший и более достойный, чем употребление всяких, даже и лучших, даров, - путь, идя по которому можно с пользою употреблять и разные дары, какими кто владеет". Этот путь Ап. показывает в гл. ХІІІ-й. См. также Толкование на [[new:1kor:12:14#lopuxin_ap|1 Кор. 12:14]] [<10>]