[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 13:11 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое** **Егда бых младенец, яко младенец глаголах, яко младенец смышлях: егда же бых муж, отвергох младенческая**; не потому что в мужа входит другая душа, кроме умопредставляемой в отроке, и отвергается младенческое разумение, а появляется мужское, но потому, что та же душа, в младенце несовершенная, в муже оказывается совершенной. //**Об устроении человека.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое** См. Толкование на [[new:1kor:13:08#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 13:8]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое** Эти слова апостола означают его жизнь согласно закону [Моисея], когда он, уже не как простец, но еще как безумец преследовал [Церковь Божию], **рассуждая по-младенчески**, и **говоря по-младенчески**, он нечестиво поступал против Логоса. ...Он подразумевает здесь не несовершенный возраст и вообще не определенный период времени, а также и не высшее таинственное учение, предназначенное для мужей... но под **младенцами** он понимает тех, кто подчинен закону, кто, подобно детям, страшится пугала, а под **мужами** он разумеет повинующихся Логосу - тех, кто имеет полную свободу. //**Педагог.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Егда бех младенец, яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах, яко младенец смышлях; егда же бых муж, отвергох младенческая** «Сказав, что когда придет совершенное знание, тогда знание отчасти престанет, теперь в пояснение этого приводит пример, которым вместе показывает и то, коль велико расстояние нынешнего знания от тогдашнего. Ныне мы по познанию подобны младенцам, а тогда станем мужами. **Яко младенец глаголах**, это сказал, намекая на дар языков; **яко младенец мудрствовах**, намекая на дар пророчества; **яко младенец смышлях** – на дар знания. Словами же: егда бых муж, отвергох младенческая, дает разуметь, что в будущем веке будем иметь знание, столь же совершеннейшее пред нынешним, сколько совершеннее знание мужа пред знанием младенца; тогда упразднится это младенческому подобное знание, которое мы имеем теперь» (Феофилакт). «Ибо по достижении совершенного возраста украшающиеся сметливостию и благоразумием не имеют нужды в отроческом знании. Итак, Апостол в настоящей жизни данное нам знание уподобил знанию детей, ожидаемое же в жизни будущей – знанию совершенных мужей, научая, опять, этим не высоко думать о своем знании тех, которые рассекали Церковь из-за знания» (Феодорит). Когда говорит: **отвергох**, то внушает, что из теперешних воззрений, и самых премудрых, едва ли что останется в будущем веке. И земля, и небо будут новы; новы условия существования и взаимных отношений. Все явится в другом виде, в другом смысле и понимаемо будет. Имеющее быть в будущем веке предсказывается нам посредством уподоблений. Как уподобления берутся из вещей сего века, а он престанет то такие уподобления ничего в настоящем виде и не дают разуметь, а только гадания возбуждают. Это вслед за сим и говорит Апостол. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Свт. Лука Крымский ===== **Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое** **Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое** (ст. 11). Разве мы теперь забавляемся детскими игрушками и забавами? Мы это всё оставили. Теперь настало время, когда открылось перед нами истинное и совершенное, и тогда то, чем мы гордились в жизни прежней, — все наши знания, вся мудрость — представляются нам как детские игры, как детские забавы. //**Спешите идти за Христом. Гимн любви апостола Павла.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое** Как детские помышления твои упразднились пред тем знанием, какое теперь имеешь ты, - так должно уничтожиться наше теперешнее знание пред тем знанием, которое мы стяжаем в будущем. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое** Сказанное богомудрым Павлом: **яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах**, - написано им о житии по закону, во время которого, говоря, яко младенец, хранил он данный младенцам закон и, мудрствуя, яко младенец, гнал Евангельское учение, защищая законное. **Егда же**, - говорит он, - **бых муж, отвергох младенческая**, и закона не отметая, и оглашая Евангельским словом. //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое** **Когда я был младенцем** Сказав, что с пришествием совершенного **то, что отчасти**, упразднится, в то же время представляет и пример, которым объясняет, как велико различие между знанием настоящим и будущим. Ибо ныне мы подобны младенцам, а тогда будем мужами. **То по-младенчески говорил** Это соответствует языкам. **По-младенчески мыслил** Это соответствует пророчествам. **По-младенчески рассуждал** Это соответствует знанию. **А как стал мужем, то оставил младенческое** То есть в будущем веке я буду иметь знание более зрелое; тогда малое и младенческое знание, какое мы здесь имеем, упразднится. Затем продолжает. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое** Это он говорит о том, что выходящие святыми из этого мира с необходимостью найдут то, о чем думают сейчас, ибо, как сказал святой апостол Иоанн Богослов о Спасителе: //когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть// [[new:1in:03:02|(1 Ин. 3:2)]]. В мире этом мы младенцы по сравнению с будущей жизнью, ибо как несовершенна эта жизнь, так несовершенно и ее знание. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое** Ап. разъясняет путем сравнения, почему несовершенное должно уступить место совершенному. Как растет человек, так возрастает и Церковь. Там и здесь одинаково действует закон развития и превращения. Как скоро развиваются способности к более высокой форме деятельности, прежнее само собою отпадает. В выражениях: **говорил, мыслил** и **рассуждал** Ап. делает намеки на три, упомянутые выше дара - //дар языков// (говорил), //дар пророчества// (мыслил - точнее: чувствовал, стремился (φρονει̃ν) и //дар знания// (рассуждал). //Дар языков// уподобляется первому лепетанью младенца, который выражает этим свою радость, какую внушает ему ощущение того, что он живет. Дар пророчества, которое устремляется взором к далекому будущему, соответствует пламенному стремлению отрока, который мечтает о будущем, как о поре радости и счастья. Наконец дар познания, который стремится познать божественную истину, соответствует наивным представлениям ребенка о внешнем мире. - **Оставил младенческое**. Как юноша с некоторою гордостью отрекается от своих детских воззрений, так с чувством внутреннего удовлетворения зрелый человек отрекается от грез своего детства и юности, чтобы осуществлять задачу своей жизни, какую он для себя поставил. Также будут смотреть и христиане на духовные дарования, когда для них (христиан) наступит славная пора царствования со Христом. См. также Толкование на [[new:1kor:13:08#lopuxin_ap|1 Кор. 13:8]] [<10>]