[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 13:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан** См. Толкование на [[new:1kor:13:08#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 13:8]] ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан** Никто из людей никогда не находил и не найдет Бога - что Он есть по естеству и сущности... Найдет же, как я думаю, когда это богоподобное и божественное, то есть наш ум и наше слово, соединится со сродным, образ взойдет к Первообразу, к Которому теперь стремится. И это, как мне кажется, выражается в том весьма любомудром учении, что **мы познаем, подобно как мы познаны**. //**О богословии.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан** Это **«теперь»** он говорит, указуя на посильное и аналогическое, соразмерное нашей природе созерцание; сам же превзойдя его, поднявшись над чувством и умом, он видел незримое и слышал неслыханное [[new:2kor:12:02|(2Кор.12:2–4)]], приняв в самого себя залог будущего возрождения и соразмерного ему созерцания, отчего и сказал **«знаю»**, ибо слышал и видел; вот, казалось бы, действование чувства; но Павел кроме того говорит, что //«не знаю, ум ли ощущал или тело»// [[new:2kor:12:03|(2Кор.12:3)]]; так что ощущение это над чувством и умом, ведь когда действуют они, то ощущается и мыслится, что они действуют. Потому апостол добавил: //«Бог знает»//, – ибо Господь был тогда действователь. Поднявшись над человечеством в единении с Богом, апостол через невидимое увидел невидимое, не исступившее из своей сверхчувственности и не ставшее чувственно видимым. **//Триады в защиту священно-безмолвствующих. Триада II, 3.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу; ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых** «То же объясняет Апостол и другим примером: **видим**, говорит, **ныне якоже зерцалом**. Но так как зерцало представляет видимый предмет довольно ясно, то он присовокупляет (якоже, а потом): **в гадании**, дабы показать, что настоящее знание в высшей степени неполно» (святой Златоуст). «Настоящее есть тень будущего, ибо во святом крещении усматриваем образ воскресения, а тогда увидим самое Воскресение. Здесь видим вместообразная Владычнего тела, а там узрим самого Владыку. Сие значат слова: **лицем к лицу**. Увидим же не невидимое Его естество, для всех незримое, но воспринятое Им от нас» (Феодорит). «**Лицем к лицу**, сказал Апостол не потому, будто Бог имеет лице, но чтобы выразить яснее и удобопонятнее (совершенство тогдашнего знания пред нынешним). Видишь ли, как возрастут все наши познания?» (святой Златоуст). Бог всегда сокровенен есть и пребудет; не зрят Его непосредственно и самые высшие существа, а только в проявлениях Его славы. Большего и совершеннейшего лицезрения Божия не будет, как то, которого удостоятся верующие в лице Господа Иисуса Христа. В этом неизреченная к нам милость Божия. Он всячески хочет, чтобы мы узрели Его, но как прямо этому быть нельзя, то Он благоволил воплощену быть Единородному Сыну Божию, чтобы достойные могли зреть Бога в очах Его. В очах наших душа душу видит и душа с душою соединяется. Опыт имеем в тех, кои полюбили друг друга. Они чувствуют, что чрез глаза душа будто переливается в душу. Так верующие чрез очи Господа будут ближе общаться с сокровенным Божеством. И в этом все их блаженство. Ныне и из того, что уже имеем, многое сокровенно, может быть и потому, что многое здесь является только в начатках, тогда же явится, как есть. Кто может сказать, в чем обновление нашего естества? Но оно есть, и есть в действии, идет к концу, зреет, явится же в будущем веке. Почему святой Иоанн Богослов говорит: вот мы чада; но //не у явися что будем// [[new:1in:03:02|(1 Ин. 3, 2)]]. Нынешнее наше знание относительно будущего похоже на ветхозаветное относительно настоящего. Так понимает это святой Златоуст. «Дабы хотя немного объяснить тебе это различие и ввести в душу твою хотя некоторый луч разумения этого предмета, припомни теперь, когда воссияла благодать, о временах подзаконных. До благодати тогдашнее казалось чем-то великим и удивительным, но после благодати оно стало невелико. Но дабы сказанное мною сделалось более ясным, возьмем какое-нибудь одно из тогдашних священнодействий, и ты увидишь различие. Представим, если хочешь, пасху ветхозаветную и новозаветную, и ты поймешь преимущество (последней над первою). Иудеи совершали ее, но совершали как бы в зерцале и гадании; неизреченных же таин они даже и на уме никогда не имели, и не знали, что прообразовали их действия; они видели закланного агнца, кровь бессловесного и помазанные ею двери; а что воплотившийся Сын Божий будет заклан, избавит всю вселенную, даст в снедь грекам и варварам Кровь Свою, отверзет для всех небо, предложит тамошние блага человеческому роду, вознесет окровавленную плоть выше неба и неба небес, и вообще выше всех горних воинств, Ангелов, Архангелов и прочих Сил, и посадит ее на самом царском престоле одесную Отца в сиянии неизреченной славы, этого никто из них тогда и не мог представить в уме своем». Что значат слова: **тогда же познаю, якоже и познан бых**? – И этим тоже объясняется высшая мера будущего ведения сравнительно с настоящим. Тогдашнее **познаю, якоже познан бых** заменит нынешнее: **разумею отчасти**. Следовательно, **якоже познан бых** объясняет меру тогдашнего знания. Ибо это уже совершившееся дело. В чем же оно? Что за смысл в словах: **якоже познан бых**? – Святой Златоуст говорит: «Как Он Сам наперед познал меня и Сам снизшел ко мне, так и я достигну до Него тогда гораздо больше, нежели теперь. Сидящий во мраке, прежде нежели увидит солнце, не сам приходит к прекрасным лучам его, но они являют ему себя, когда засияют; а когда он примет сияние их, тогда уже и сам стремится к свету. Такой же смысл в словах: **якоже и познан бых**, не тот, будто мы познаем Его так, как Он нас, но как Он Сам снизшел к нам ныне, так и мы достигнем до Него тогда, узнаем многое такое, что ныне сокровенно, и сподобимся блаженнейшей беседы и премудрости». Феодорит же понимает это так: «Не то говорит Апостол, что познаю Его, как сам Им познан, но, что определеннее узрю Его, как соделавшийся Ему своим. Ибо слово: **познан** употребил Апостол вместо слова: присвоен. Так и Моисею сказал Господь: //вем тя паче всех// [[old:ish:33:17|(Исх. 33, 17)]], и Апостол говорит: //позна Господь сущия Своя// [[new:2tim:02:19|(2 Тим. 2, 19)]], то есть удостаивает их большего промышления». Не раз употребил Апостол сие слово,– и все оно темновато. Верно и это принадлежит к предметам, кои тогда познаны будут в совершенной ясности. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Свт. Лука Крымский ===== **Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан** **Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу. Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан** (ст. 12). Все наши знания, которые кажутся такими ясными, такими светлыми, — ничто иное, как видимое чрез тусклое, нечистое стекло. А когда всё откроется совершенно, мы всю истину и всю правду увидим лицом к лицу. И тогда познаем всё, подобно тому, как я познан, как Бог познал меня; как для Бога нет сокровенного в мире, и для меня не будет сокровенного: я всё познаю. Любовь всё откроет. //**Спешите идти за Христом. Гимн любви апостола Павла.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан** **Видим ныне, как чрез зеркало в загадке**, в совершенном же состоянии будет истина, - что и означает: **лицем к лицу. Ныне познаю отчасти**, но в совершенном состоянии **познаю** не так, как познал я, но как познал меня Бог по делам моим. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Ныне разумею отчасти**, - сказал священный Апостол, зная, что Бог показал бы и здесь преизобилие Своей премудрости, если бы принимающий способен был к принятию невместимого ныне ведения, которое, однако, соделается, по возможности, вместимым в будущем веке. //**Письма. Книга I.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан** //Вопрос//: Каково различие **зеркала** и **гадания**? //Ответ//: **Зеркало**, если попытаться дать ему определение, есть совесть, которая, соответственно [духовному] деланию, чисто отражает образ всех благ и посредством которой человеку, имеющему чистую мысль, присуще видеть Бога. Или же: [**зеркало** есть] навык в духовном делании, единообразно сочетающий друг с другом все добродетели и как бы заключающий [их] в [единый] божественный лик. **Гадание** же есть ведение, [обретаемое] посредством полного, насколько то доступно естеству [человеческому], постижения в созерцании божественных логосов и обладающее отражением того, что превышает мышление. И если просто [сказать]: **зеркало** есть навык, обнаруживающий будущий образ первообраза добродетелей, являемый в достойных [людях], ибо будущая цель деятельного любомудрия как бы смутно угадывается в обладающих **зеркалом**. А **гадание** есть проявление первообраза того, что постигается умом при ведении. Итак, всякая здешняя праведность, по сравнению с будущей, имеет, если придерживаться высказывания о **зеркале**, образ первообразных вещей, а не сами эти вещи, существующие такими, какими они есть. И всякое здешнее ведение горнего, по сравнению с будущим, есть **гадание**, имеющее отражение истины, а не саму истину, которой предстоит стать явной в будущем. Ибо поскольку божественные [вещи] объемлются добродетелью и ведением, то **зеркало** обнаруживает первообразные [вещи] сообразно добродетели, а **гадание** - первообразные [вещи] сообразно ведению. Таково различие **зеркала** и **гадания**, так как **зеркало** указывает на будущую цель деятельного [любомудрия], а **гадание** проявляет тайну созерцательного [богословия]. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ---- Господь иногда отсутствует, а иногда присутствует [в нас]. Присутствует Он при созерцании лицем к лицу, а отсутствует при созерцании как сквозь тусклое стекло и гадательном. Господь присутствует, через добродетели, в человеке, предающемся [духовному] деланию, и отсутствует в том, кто не осуществляет никакого логоса добродетели. И опять же: Он присутствует в человеке, предающемся созерцанию [Божественного] через истинное ведение сущих, и отсутствует в том, кто уклоняется от такого ведения. //**Главы о богословии.**// ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан** О том, что рассуждение о Боге опасно и возможно [лишь] для немногих, свидетельствует божественный апостол, говоря: «Я глаголю отчасти и отчасти знаю». Если тот, кто //«восхищен был до третьего неба и в раю узнал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать»// [[new:2kor:12:02|(2 Кор. 12.2-4)]], если такой человек, имеющий обитающего в нем Христа [[new:gal:02:20|(см. Гал. 2:20)]], изрекает, что «я глаголю отчасти и отчасти знаю», то кто может сказать: «я глаголю совершенным образом и совершенным образом знаю»? **//Вопросы и ответы.//** ===== Блж. Августин ===== **Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан** Так уже видят святые ангелы, которые называются и нашими ангелами, потому что, избавившись от власти тьмы и с залогом Духа переселившись в царство Христово, мы начинаем уже принадлежать к тем ангелам, с которыми у нас будет общим святой и сладостнейший град Божий, о коем мною написано уже столько книг. //**О граде Божием.**// ---- Поскольку мы, как обещано нам в воскресении, будем иметь тело духовное, представим его себе, будучи в теле - мысленно или каким-либо чудесным образом, ибо красота тела духовного неописуема. Тогда же мы увидим его соответственно нашей способности - не ограниченным в пространстве, не большим в одной части и меньшим в другой, потому что оно не тело и в полной мере присутствует повсюду. //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан** **Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно** Объясняет сказанное о младенце, и показывает, что нынешнее наше знание - какое-то темное, а тогда будет яснейшее. Ибо, говорит, видим ныне в зеркале. Потом, поскольку зеркало довольно отчетливо показывает отражающийся в нем предмет, присовокупил: **гадательно**, дабы с наибольшей точностью показать неполноту этого знания. **Тогда же лицом к лицу** Говорит так не потому, будто Бог имеет лицо, но дабы чрез это показать ясность и наглядность знания. **Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан** Вдвойне уничижает их гордость, показывая, что нынешнее знание неполное, и что оно не наше собственное. Не я, говорит, познал Бога, но Он Сам познал меня. Посему, как ныне Он Сам познал меня, и Сам снизошел ко мне, так и я достигну Его тогда гораздо больше, нежели теперь. Как сидящий во тьме, пока не видит солнца, не сам стремится к прекрасному лучу его, но луч показывает себя ему своим сиянием, а когда он примет сияние солнечное, тогда уже и сам стремится к свету. Итак, слова **подобно как я познан** не то значат, будто мы познаем Его так, как Он знает нас, но то, что как ныне Он снизошел к нам, так и мы достигнем до Него тогда. Подобие: некто нашел брошенное дитя, благородное, благовидное; с своей стороны признал оное, поднял и взял к себе, приложил о нем попечение, благородно воспитал, наконец, одарил богатством и ввел в царские палаты. Дитя, пока оно молодо, ничего этого не чувствует, и не сознает человеколюбия лица, поднявшего его. Но, когда оно возмужает, тотчас признает своего благодетеля и возлюбит его достойно. Вот тебе пример в пояснение того, что прикровенно выражено в сказанном. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Климент Алексанарийский ===== **Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан** Познавая самих себя по отражению Бога [в нас], мы по возможности одновременно созерцаем и производящую причину божественного в нас. //**Строматы.**// ===== Ориген ===== **Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан** Если высшее познание даже достойным предлагается в этой **жизни как бы сквозь тусклое стекло** и **гадательно**, а в будущей будет приобретаться **лицом к лицу**, то было бы нелепо об остальных добродетелях думать иначе, поскольку, приобретенные в этой жизни, они только в будущей жизни достигнут своего действительного совершенства. //**О молитве.**// ===== Дидим Слепец ===== **Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан** Это означает следующее: то, во что мы сейчас верим, слушая Писание, то после воскресения узрим очами и познаем на деле, поскольку **знание отчасти** прекратится. Ведь знание слухом есть лишь часть знания и опыта очами. //**О Троице.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан** Объясняя употребленное им в 11-м ст. сравнение, Ап. говорит, что в настоящей жизни мы постигаем божественное только в его отражении, как лицо свое видим в зеркале. Но у нас зеркала хорошо отражают лицо, а в древности они не давали ясного отражения, потому что делались из металла (**сквозь тусклое стекло** - перевод неправильный. Выражение: δι εσόπτρου значит: посредством зеркала, в зеркале). - **Гадательно** (εν αινίγματι) т. е. в темных, неясных очертаниях, которые дают только приблизительное представление о вещах. Это определение относится ближе всего к дару пророчества. Дух Божий вызывал в душе пророка такие образы и картины, в каких выражалась божественная мысль. Чтобы понять эти образы, пророку приходилось устремлять на них всю силу своего внимания (ср. [[new:1pet:01:10|1 Пет. I:10]] и сл.). Такое объяснение подтверждается сходством употребленного Апостолом выражения с выражением кн. Числ о Моисее, которому Бог давал видеть себя явно (έν ειδει), а не в неясном очертании (//не в гадании// - δι αινιγμάτων - [[old:chis:12:06|Чис. 12:6-8)]]. - //теперь знаю я отчасти.// Эти слова имеют ближайшее отношение к //дару знания//. Вместо //знаю// нужно бы сказать: познаю (γινώσκω), что обозначает собою постепенность и затруднительность в достижении знания о вещах божественных. - **А тогда познаю**. Употребленный здесь глагол (επιγνώσωμαι) обозначает познание как уже вполне приобретенное. - **Подобно как я познан**. Ап. приравнивает даже это будущее познание о Боге к тому, какое Бог имеет о вас: оно будет иметь характер непосредственности, полной ясности. Однако, конечно, полного тождества между нашим познанием и Божиим быть не может (И. Злат.). **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:1kor:13:08#lopuxin_ap|1 Кор. 13:8]] [<10>]