[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 14:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится** См. Толкование на [[new:1kor:14:21#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 14:21]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 24-25 **Аще же вси пророчествуют, внидет же некий неверен или невежда, обличается всеми, и истязуется от всех. И сице тайная сердца его явлена бывают; и тако пад ниц, поклонится Богови, возвещая, яко воистинну Бог с вами есть** Совсем противоположное действие окажет ваше собрание на простеца или неверующего, когда, вошедши к вам, они встретят то, что вы один за другим пророчествуете, то есть говорите на языке, всем понятном, что кому внушает Дух Божий, пророчествова ли, разум ли, откровение ли, научение ли, молитву ли. Что бы кто ни говорил, истины христианские все такого рода, что они способны встревожить совесть, возбудить страх Божий и обратить на добрый путь всякого невера и грешника. Вошедший обличаем и истязываем будет всеми не посредством судебных допросов. Нет; всякий будет говорить и не зная, что на душе у вошедших, а сами истины такого рода, что они обличают слышащего. Духом Божиим вдохнутые слова падают на совесть, и она, пробудившись, производит полное обличение, никому же видящу. Но одно обличение само по себе безотрадно, и если б только это одно производила христианская беседа, то плода от нее было бы мало. В том и сила, что беседа сия всегда предлагает обличаемым и утешительный путь спасения, ибо и существо бесед есть спасение в Господе Иисусе Христе,– и о чем ни заведи речь, все сойдет на Господа, единую отраду всех сокрушенных. Оттого обличаемый не обличается только, но и восприемлет надежду спасения и доходит до решимости, не отлагая, стать на путь спасения. Благодать Духа, всех осеняющая в собрании и самое слово говорящих проникающая, довершает дело. И се, неверный, внутренно изменившийся под действием пророческого слова, незримо ни для кого, пад ниц поклоняется Богу христианскому и исповедует, что в собрании христиан, в Церкви, воистину есть, присущ и действующ Бог! «Видишь ли, как сила пророчества изменила человека грубого, научила его и привела к вере» (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится** **Если же все пророки были бы** и назидали бы, **войдет же кто неверный или простец**, то он **обличается** от заблуждения своего и **судится** дурными делами своими. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог** Видишь ли, как пророчество полезнее как оно, открывая тайны сердечные, заставляет неверующего признавать Бога, падать ниц и поклоняться, и исповедывать: **истинно с вами Бог**? Подобное совершил Бог и с Навуходоносором. Ибо, когда Даниил открыл ему значение сна, он сказал: //Истинно Бог ваш есть Бог, открывающий тайны// ([[old:dan:02:47|Дан. 2:47]]). Познай отсюда значение и того, что сказано выше: //откровением// ([[new:1kor:14:06|ст.6]]). Ибо вот, откровение - один из видов пророчества. Заметь и то, что Дух есть Бог. Ибо говорит: **истинно с вами Бог**. В пророках же, несомненно, действует Дух. Ибо выше ([[new:1kor:12:10|12:10]], [[new:1kor:12:11|11]]) так сказал, что пророчества даются Духом. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 24-25 **Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог** В предыдущем стихе Ап. показал, что такое представляет собою дар языков без дара пророчества. Теперь он изображает обратный случай, когда в богослужебном собрании выступают только одни пророки. - //Все пророчествуют// - конечно, не вместе, а поочередно. - //Неверующий или незнающий//. Здесь Ап. говорит о впечатлении, какое получится у человека, не состоящего членом христианской Церкви. Впечатление от слышимых речей христианских пророков или учителей веры будет сильно и у язычника, а еще сильнее у человека, стоящего в некотором соприкосновении с Церковью (//незнающего// см. [[new:1kor:14:23|ст. 23]]). - //Всеми обличается//, т. е. всякий учитель веры может указать такому пришельцу на греховность его поступков - //Всеми судится// - выражение близкое к выражению //обличается//, но содержащее в себе мысль о предсказании грозной судьбы, ожидающей грешника. - //Тайны сердца его обнаруживаются//, т. е. человек начинает ясно понимать свое положение, все состояние своей души. - //Падет ниц//... т. е. признает свою виновность пред Богом и захочет быть членом христианской Церкви, потому что только здесь он может войти в общение с Богом. - //Истинно// (όντως), т. е. на самом деле христиане находятся в состоянии божественного вдохновения. Такой результат, такое убеждение, появившееся в человеке, чуждом для Церкви, как раз обратно тому, какое получалось у такого же человека, присутствовавшего на собрании, где выступали только люди говорившие языками (//вы беснуетесь// [[new:1kor:14:23|ст. 23]]). См. также Толкование на [[new:1kor:14:01#lopuxin_ap|1 Кор. 14:1]] [<10>]