[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 14:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают** **«И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают»** [[new:1kor:14:29|(1 Кор.14:29)]], – и более не прибавил ничего такого, что (говорил) о языках. Но что он говорит? Не выражает ли он, что и пророчество само по себе недостаточно, если другим предоставляет рассуждать! Нет, оно весьма достаточно: потому он и не заградил уст пророчествующему, подобно как тому (говорящему языками), когда нет истолкователя; и между тем как о последнем сказал: //«если же не будет истолкователя, то молчи»//, о первом не сказал: если нет рассуждающего, то пусть не пророчествует, но только предложил наставление слушателю. Он сказал это для предостережения слушателей, чтобы между ними не случился волхвователь. Остерегаться этого он повелевал и в начале, когда показывал различие между волхвованием и пророчеством, и теперь повелевает различать и наблюдать тоже самое, чтобы не вкралось что-нибудь диавольское. //**Гомилия 36 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Пророцы же два или трие да глаголют, и друзии да разсуждают** **Пророки** – это те, которые получили от Духа Божия откровение, разум, научение, чтоб передать то собранию на общем ему языке. **Два или трие да глаголют**, то есть один за другим. «Как прежде касательно языков, так и здесь требует, чтобы это было порознь» (святой Златоуст). **Друзии же да разсуждают**, да внимают слышимому и углубляются, усвояя себе слышимое, ибо только таким образом открытое одному-другому может сделаться общим достоянием. Или слова: **да разсуждают** дают занятие тем, которые имели дар рассуждения духовом. Так блаженный Феодорит: «Божественный Апостол причислял уже к духовным дарованиям и //рассуждение духовом// [[new:1kor:12:10|(1 Кор. 12, 10)]]. Здесь говорит, что сподобившиеся сего дарования да рассуждают о произносимом, по действию ли Духа Божия говорится это. Ибо диавол как пророкам противопоставлял лжепророков, так и Апостолам лжеапостолов; и сие дает видеть Апостол во втором послании к коринфянам, ибо говорит: //таковии лживи апостоли, делатели льстивии// [[new:2kor:11:13|(2 Кор. 11, 13)]]». То же разумеет и святой Златоуст: «Апостол сказал это для предостережения слушателей, чтобы между ними не случился μαντις, бесопрорицатель. Остерегаться этого он повелел и в начале, и теперь повелевает различать и наблюдать то же самое, дабы не вкралось что-либо диавольское». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают** Никто не должен упрямо держаться за то, чему всегда учил и что знал, но если найдется нечто более полезное или лучшее, надо с готовностью принимать это. //**Послания.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают** **Пророки** так **же** - двое или трое пусть **говорят, а другие - да разсуждают**, то есть пусть делают понятным народу то, о чем пророки пророчествовали. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают** Между пророками укрывались и волхвователи. Посему говорит: пусть прочие рассуждают о них, дабы не укрылся в тайне как-нибудь волхвователь. Ибо как выше ([[new:1kor:12:10|12:10]]) сказано, что был дар и **различения духов** для распознания ложных и истинных пророков. Повелевает пророчествовать **двоим** или **троим**, для соблюдения благочиния и для того, чтобы во множестве не укрылись волхвователи. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Викторин Петавийский ===== **И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают** См. Толкование на [[new:otkr:10:04#viktorin_petavijskij|Откр. 10:4]] ===== Амвросиаст ===== **И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают** Той же меры придерживался апостол, когда говорил: **пусть говорят двое или трое**. Остальным же разрешает выспрашивать у первых о вызывающем сомнения или о том, чему следовать кто-то не может. И там, где расходятся мнения, суть да разъясняется доступным рассуждением. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 29-30 **И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи** О пророчествующих Ап. также дает три правила: 1) число пророков, говорящих в собрании, должно быть также небольшое (два или три человека); 2) пророчествование нуждается в пополнении, как и дар языков. Таким пополнением служит рассуждение или обсуждение новых мыслей, высказанных пророком, – насколько эти мысли согласны с основами Евангелия [[new:1kor:12:01|(1 Кор. XII:1-3]]; ср. [[new:in:16:13|Ин XVI:13]] и сл.). Это обсуждение совершалось другими ("прочие") присутствовавшими при богослужении, способными к тому, христианами, т. е. прежде всего учителями веры, имевшими особое дарование от Духа Св.; 3) если, во время речи одного пророка, вдохновение осенит кого-нибудь другого, то первый должен замолчать и предоставить слово новому оратору, который, очевидно, получил новое откровение пополняющее то, которое уже сообщено было его предшественником. – Видно отсюда, что все присутствовавшие при богослужении сидели, и вставали только лица, принимавшие активное участие в богослужении. См. также Толкование на [[new:1kor:14:26#lopuxin_ap|1 Кор. 14:26]] [<10>]