[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 14:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 34-36 **Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло** Обличив беспорядок, происходивший от языков и от пророчеств, и поставив законом, чтобы не было смятения, чтобы говорящие языками делали это порознь, а из пророчествующих один молчал бы, когда начнет другой, (апостол) переходит далее к беспорядку, производимому женщинами, пресекает неуместное их дерзновение, – и весьма благовременно. Если имеющим дарования не позволительно говорить без порядка и когда они захотят, хотя ими руководит Дух, то тем более (не позволительно) женщинам пустословить напрасно и без пользы. Потому он с великой властью удерживает их от пустословия, ссылается притом на закон, и таким образом заграждает уста их. Здесь он не только увещевает и советует, но и повелевает с силой, приводя о том древний закон. А именно, сказав: **«жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит»**. Где говорит об этом закон? //«К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою»// [[old:gen:03:16|(Быт.3:16)]]. Видишь ли мудрость Павла, как он привел такое свидетельство, которое повелевает им не только молчать, но и молчать со страхом, и притом с таким страхом, с каким надлежит безмолвствовать рабе? Потому и сам, после слов: **«не позволено им говорить»**, не сказал: молчать, но употребил, вместо – молчать, более значащее выражение – **«а быть в подчинении»**. Если же они должны быть таковы в отношении к мужьям, то тем более в отношении к учителям и отцам и общему собранию церкви. Но, скажешь, если они не могут ни говорить, ни спрашивать, то для чего им и присутствовать? Для того чтобы слушать, что следует, а о сомнительном узнавать дома у мужей. Потому он и продолжает: **«если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих»** [[new:1kor:14:35|(1Кор.14:35)]]. Им, говорит, не позволительно в церкви не только самим говорить открыто, но и спрашивать о чем-нибудь. Если же не должно спрашивать, то тем более не позволительно говорить напрасно. Почему же он поставляет их в таком подчинении? Потому, что жена есть существо слабейшее, непостоянное и легкомысленное. Потому он и поставляет им в учители мужей и доставляет пользу тем и другим: жен делает скромными, а мужей внимательными, так как они должны с совершенной точностью передавать женам то, что услышат. Далее, так как у них считалось честью говорить в собрании, он опять доказывает противное и говорит: **«ибо неприлично жене говорить в церкви»**; доказывает это сначала законом Божиим, а потом общечеловеческим суждением и обычаем, как поступил он и тогда, когда беседовал с ними о волосах: или, говорил он, //«не сама ли природа учит вас»// [[new:1kor:11:14|(1Кор.11:14)]]? И везде можно видеть такой его образ речи, – что он обличает не только божественным Писанием, но и общеизвестными обычаями. Кроме того, он заимствует обличения от согласия всех и от повсюдности заповедей, как делает и здесь: **«разве от вас**, – говорит, – **вышло слово Божие? или до вас одних достигло?»** [[new:1kor:14:36|(1Кор.14:36)]]? Здесь он выражает, что прочие церкви соблюдают тот же закон, и таким образом пресекает беспорядок указанием на нововведение, и делает слова свои более убедительными ссылкой на голос всех. Потому и в других местах он говорил: //«послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви»// [[new:1kor:04:17|(1Кор.4:17)]]. И еще: //«потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых»// [[new:1kor:14:33|(1Кор.14:33)]]. И здесь: **«разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?»** Т.е., вы не первые и не вы одни верные, но (такова) вся вселенная. Тоже он сказал и в послании к Колоссянам, беседуя о благовествовании: //«которое пребывает у вас, как и во всем мире»// [[new:kol:01:06|(Кол.1:6)]]. Поступает он и иначе, для увещания слушателей, указывая иногда на что-нибудь, как на принадлежащее сначала им и сделавшееся известным у всех. Так в послании к Фессалоникийцам он говорит: //«от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога»// [[new:1sol:01:08|(1Сол.1:8)]]. Также к Римлянам: //«вера ваша возвещается во всем мире»// [[new:rim:01:08|(Рим.1:8)]]. И то и другое, и похвала от других и указание на согласие с другими в образе мыслей, может убеждать и ободрять. Потому и здесь он говорит: **«разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?»** Вы, говорит, не можете сказать: мы были учителями других и нам не следует учиться у других, или: здесь только утвердилось учение веры и нам не следует подражать примеру других. Видишь ли, как много (доводов) он привел в их обличение? Привел закон, показал постыдность дела, представил в пример прочие церкви. //**Гомилия 37 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Псевдо-Климент. Апостольские постановления ===== Итак, мы не позволяем женщинам учить в церкви, но только молиться и слушать учителей. Сам Учитель наш и Господь Иисус, послав нас двенадцать учить народ и племена, никогда не посылал женщин на проповедь, хотя и не было в них недостатка, ибо были с нами Матерь Господа и сестры Его, также Мария Магдалина и Мария Иаковлева, и Марфа и Мария, сестры Лазаря, Саломия и некоторые другие. Ибо, если бы необходимо было, чтобы учили женщины, то Сам Господь первый повелел бы, чтобы и они вместе с нами оглашали народ. И если глава жены есть муж, то несправедливо, чтобы над главою начальствовало прочее тело. //**Книга третья.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Жены ваша в церквах да молчат; не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет** Поелику речь у Апостола идет все об учении в церкви, то и здесь конечно о том же говорится. Верно, и жены приходили в воодушевление и, опираясь на то, что во Христе Иисусе несть мужский пол, ни женский, вставали в собрании и говорили в назидание всех. Святой Павел находит это неуместным и запрещает, налагая на уста их печать молчания законом повиновения в отношении к мужам. Святой Златоуст говорит: «Обличив беспорядок, происходивший от языков и от пророчеств, Апостол переходит к беспорядку, производимому женщинами, и пресекает неуместное их дерзновение. Здесь он не увещевает, не советует, а повелевает со властию, приводя о том и древний закон. Какой? – //К мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет// [[old:gen:03:16|(Быт. 3, 16)]]. Видишь ли мудрость Павла, как он привел такое свидетельство, которое повелевает им не только молчать, но и молчать со страхом, и притом с таким страхом, с каким надлежит безмолвствовать рабе? – Если же они таковы должны быть в отношении к мужьям, то тем более в отношении к учителям и отцам и общему собранию Церкви. Им должно слушать что следует, а о сомнительном спрашивать у мужей дома». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит** **Как во всех церквах у святых, жены ваши в церквах да молчат**. Говорят, что какая-то женщина у них - пророчица говорила в собрании (Церкви) Коринфян. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ---- [В Церкви], о братья, точится\\ оживляющая гроздь,\\ Змей стал хром\\ и был связан проклятием,\\ У Евы же уста запечатаны\\ молчаньем благодатным,\\ Хотя, в то же время, они и арфа,\\ [хвалящая] Творца. //**Гимны о рае.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит** Указав хороший порядок всему, что касалось дара языков и пророков, именно, чтобы немногие пророчествовали, и оттоле не происходило бы замешательства и неустройства, теперь уничтожает беспорядок, происходивший от жен, и говорит, что они должны молчать в церкви. Потом говорит нечто большее, именно, что им приличнее быть в подчинении. Ибо подчинение означает молчание от страха, как это бывает в рабынях. **Законом** же называет книгу Бытия, в которой написано: //к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою// ([[old:gen:03:16|Быт. 3:16]]). Если же жене определено быть в подчинении у мужа, тем более - у духовных учителей в церкви. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит** Сказано, что у Филиппа-благовестника было четыре дочери, которые пророчествовали. Если же они пророчествовали, то почему нельзя, говорят они, пророчествовать и нашим пророчицам? Мы разрешим это недоумение. Во-первых, говоря, что «наши пророчицы пророчествовали», покажите у них знамения пророчества. Во-вторых, даже если и пророчествовали дочери Филиппа, они не говорили в церквях. Этого нет в Деяниях Апостолов. Этого нет и в Ветхом Завете: засвидетельствовано, что Девора была пророчицей, и //взяла Мариам пророчица, сестра Аронова, тимпан и вышла от женщин// [[old:ish:15:20|(Исх. 15:20)]]. Но ты не найдешь, чтобы Девора произносила речи перед народом, как Иеремия и Исайя. И не найдешь, чтобы пророчица Олдама говорила народу, но только пришедшему к ней. //**Фрагменты.**// ===== Дидим Слепец ===== **Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит** Монтанист: Почему вы презираете святых Максимиллу и Присциллу и говорите, что женщинам не позволено пророчествовать? Разве не было у Филиппа четырех пророчествующих дочерей, и не была ли пророчицей Девора? И сказал бы апостол: //Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою//, если бы женщинам нельзя было пророчествовать и молиться? Если же они молятся, то пусть и пророчествуют. Православный: Мы не презираем пророчества женщин, и святая Мария пророчествовала, говоря: //Отныне будут ублажать Меня все роды// [[new:lk:01:48|(Лк. 1:48)]]. И как ты сам сказал, были и у святого Филиппа пророчествующие дочери, и Мариам, сестра Аарона пророчествовала. Но мы не позволяем им говорить в церквях и властвовать над мужами, так чтобы писать книги под своими именами. //**Спор монтаниста и православного.**// ===== Амвросиаст ===== **Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит** Неприлично, потому что противоречит учению, чтобы в доме Бога, Который почел их подчиненными мужьям, о законе говорить осмелились. Ибо знают о первенстве мужей и что им более подобает в доме Бога молиться, обуздав свой язык... Но если услышат, что говорит жена в церкви, позор. Ведь для того покрываются, чтобы показать свое смирение. Те жены, которые показывают свою нескромность, бесчестят своих мужей. За заносчивость жены порицается и ее муж. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 34-35 **Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви** Приглашая женщин к молчанию в богослужебных собраниях, Ап. обосновывает это свое требование ссылкою на //закон// или на Слово Божие вообще, в котором жена ставится под власть мужа. [[old:gen:03:16|(Быт III:16)]]. Если жена //вообще// должна находиться в подчинении у мужа, то она это подчинение не должна нарушать и во время богослужения, выступая в качестве пророчицы или учительницы: ведь, //такое// выступление будет свидетельствовать о ее намерении //руководить// мужем своим, который очутится среди слушателей ее речи. См. также Толкование на [[new:1kor:14:26#lopuxin_ap|1 Кор. 14:26]] [<10>]