[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию** **«И что Он погребен был»** [[new:1kor:15:04|(1Кор.15:4)]]. И это подтверждает вышесказанную мысль, потому что погребение, конечно, свойственно телу. Здесь (апостол) не прибавил: //«по Писанию»//; хотя мог бы, однако не прибавил. Почему? Или потому, что гроб всем известен и тогда и теперь, или потому, что слово: //«по Писанию»// относится ко всему вообще. Почему же далее он прибавляет – **«и что воскрес в третий день, по Писанию»**, – а не довольствуется первым, сказанным о всем вообще? Потому, что и это многим было неизвестно; здесь он указывает на Писание по вдохновению, внушая мудрую и божественную мысль. Не то же ли самое Он делает и касательно смерти? И там крест был всем известен, потому что Христос распят на глазах всех, а причина не всем была известна; что Он умер, это все знали, а что Он претерпел смерть за грехи вселенной, этого многие еще не знали; потому (апостол) и приводит свидетельство из Писаний. Впрочем это уже достаточно объяснено сказанным нами. Где же в Писаниях сказано, что Христос будет погребен и в третий день воскреснет? В прообразе Ионы, на который указывает сам (Христос), когда говорит: //«как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи»// [[new:mf:12:40|(Мф.12:40)]]; в прообразе купины в пустыне: как она горела и не сгорала, так и тело (Христово) было мертво, но не удержано смертью навсегда [[old:ish:03:02|(Исх.3:2–3)]]; в прообразе змия, бывшего при Данииле: как он, приняв пищу, данную ему пророком, расселся [[old:dan:14:27|(Дан.14:27)]], так и ад, приняв тело (Христово), распался, потому что тело расторгло чрево его и воскресло. Если же ты хочешь и в словах слышать то, что видишь в прообразах, то послушай Исаию, который говорит: //«Он отторгнут от земли живых»// [[old:is:53:08|(Ис.53:8)]]; и еще: //«Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет»// [[old:is:53:10|(Ис.53:10–11)]]; также – Давида, который еще прежде сказал: //«Ты не оставишь душу мою в аду и не дашь преподобному Твоему видеть тление»// [[old:ps:015:10|(Пс.15:10)]]. Потому и Павел отсылает тебя к Писаниям, чтобы ты знал, что это совершилось не просто и не напрасно. Да и могло ли быть так, если столь многие пророки преднаписали и предвозвестили это, и если Писание, упоминая о Владычной смерти, нигде не говорит о смерти греховной, но везде о телесной, и таком же погребении и воскресении? //**Гомилия 38 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию** Павел напоминает нам, что мы должны исповедовать смерть и воскресение не только в буквальном их значении, но строго в соответствии со свидетельством Писаний, так чтобы наше понимание Его смерти не расходилось с апостолами... Он делает это для того, чтобы мы не оказались беспомощными или сбитыми с толку потоками бесполезных споров, не попали в затруднение из-за коварных хитросплетений необоснованных мнений. //**О Троице.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по Писанием** **И яко погребен бысть**. «Желая показать, что смерть была истинная, а не кажущаяся, как думали некоторые еретики, Апостол прибавил и это слово: **и яко погребен бысть**. Погребение есть подтверждение действительности смерти» (Экумений). **И яко воста в третий день**. И это, говорит, я вам предал; и как вслед за сим приводит многие свидетельства о Его воскресении, то показывает тем, что в этом и проповедь его главным образом состояла, и теперь он поминает о том с тою особенно мыслию, чтоб они преимущественно этот предмет восстановили в сознании.– **По Писанием** относится и к: **погребен** и к: **воста в третий день**, и сказано не в доказательство истины погребения и воскресения, а в показание значения их, что это все случилось не просто, а по предначертанию предвечному и требует не веры только, но и благоговения, и углубления в созерцание всеобъятного значения сих событий. Святой Златоуст говорит: «Где же сказано в Писании, что Христос будет погребен и в третий день воскреснет? – В прообразе Ионы, на который указывает Сам Христос, когда говорит: //якоже бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощи// [[new:mf:12:40|(Мф. 12, 40)]]; в прообразе купины в пустыне: как она горела и не сгорала, так и тело Христово было мертво, но не удержано смертию навсегда; в прообразе змия, бывшего при Данииле: как он, приняв пищу, данную ему пророком, расселся, так и ад, приняв тело Христово, распался, потому что оно расторгло чрево его и воскресло. Если же ты хочешь и в словах слышать то, что видишь в прообразах, то послушай Исаию, который говорит: //яко вземлется от земли живот Его// [[old:is:53:08|(Ис. 53, 8)]] (то есть Он погребается); и еще: //Господь хощет очистити Его от язвы//... и //явити Ему свет// (то есть воскресить) (10–11); также Давида, который еще прежде (Исаии) сказал: //не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления// [[old:ps:015:10|(Пс. 15, 10)]]. Посему и Павел отсылает тебя к Писаниям, дабы ты знал, что это совершилось не просто и не без причины. Ибо могло ли быть так, если столь многие пророки преднаписали и предвозвестили это». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию** См. Толкование на [[new:1kor:15:01#prp_efrem_sirin|1 Кор. 15:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И что Он погребен был** Итак, Он и тело имел. Ибо погребается тело. Слова же **по Писанию** не прибавил или потому, что гроб был всем известен, или потому, что слово **по Писанию** относится ко всему вообще. **И что воскрес в третий день, по Писанию** Где же Писания говорят, что Он воскрес в третий день? В прообразе Ионы, и прежде сего в Исааке, который в три дня сохранен живым для матери, а не был заклан, и в весьма многих иных прообразах; также в словах Исаии: "Господь хочет очистить его от язвы, показать ему свет"; в словах Давида: //не оставишь души моей во аде// ([[old:ps:015:10|Пс. 15:10]]). //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию** Апостол Павел показывает коринфянам, что если в данном вопросе они соблазнены со стези его предания, то утеряли все, во что верили. Поскольку вся надежда верующих в этом заключается; ибо мертвые воскреснут. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию** **И что он погребен был**. Это присовокуплено для показания того, что Иисус Христос истинно умер: Он пред глазами народа, окружавшего крест, снят был со креста Иосифом с Никодимом и положен в новом гробе, и к двери гроба привален был большой камень [[new:mf:27:60|(Мф. 27:60)]]. **И что воскрес в третий день, по писанию**. Как искупительная смерть Сына Божия предопределена была в вечном совете Божием, так предопределено было и Его воскресение из мертвых; и потому также предсказано у ветхозаветных Пророков [[old:is:53:10|(Ис. 53:10;]] [[old:ps:015:10|Пс. 15:10,]] сл. [[new:act:02:30|Деян. 2:30]] и след. [[new:lk:24:26|Лк. 24:26)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию** См. Толкование на [[new:1kor:15:03#lopuxin_ap|1 Кор. 15:3]] [<10>]