[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== ** потом явился Иакову, также всем Апостолам** См. Толкование на [[new:1kor:15:06#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 15:6]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Потом же явися Иакову, таже Апостолом всем** **Иакову** – «мне кажется, брату Своему; его, говорят, Он сам рукоположил и поставил первым епископом в Иерусалим» (святой Златоуст). «Это было лицо значительное не по одному родству, так как назывался братом Господним, но и по собственной своей добродетели, так как наречен был праведным» (Феодорит). **Таже Апостолом всем**. «Ибо были и другие Апостолы (кроме 12-ти), именно семьдесят» (святой Златоуст). «Апостолами назвал здесь святой Павел не опять тех же двенадцать, ибо о них упоминал, но всех, приявших такое рукоположение» (Феодорит). «Были и другие Апостолы из учеников Господа по подражанию двенадцати, каковы например Варнава, Фаддей» (Экумений). Не избраны ли были они Самим Господом из числа уверовавших по воскресении?! Обозрев все сии явления, святой Златоуст наводит: «Христос не вдруг всем явился по воскресении, но сначала являлся порознь, дабы посеять предварительно семена веры в немногих и чрез них приготовить к вере и всех. Ибо кто первый увидел Его и совершенно удостоверился, тот сказал о том другим; потом сказанное распространялось, производило в слышавших ожидание великого чуда и пролагало путь вере в явление. Посему Христос явился не вдруг всем вместе и немногим в начале. Те, которые увидели после того, как видели другие и когда уже слышали от них, в свидетельстве их имели немалое пособие, располагающее к вере и предуготовляющее душу. Прежде всех явился Он одному только верховному. После Петра являлся и другим порознь, и вместе,– немногим и многим, дабы он сделались друг для друга свидетелями и учителями в этом деле. Так шло дело. Достовернейшие же свидетели и проповедники воскресения суть, без сомнения, Апостолы». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **потом явился Иакову, также всем Апостолам** См. Толкование на [[new:1kor:15:01#prp_efrem_sirin|1 Кор. 15:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Потом явился Иакову** Брату Господа, поставленному от Него первым епископом в Иерусалиме. **Также всем Апостолам** Ибо были и другие апостолы, каковы семьдесят учеников. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **потом явился Иакову, также всем Апостолам** Этим он ясно показывает, что, кроме этих двенадцати, есть и другие апостолы. //**Гомилии на Книгу Чисел.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили** **Потом явился Иакову**. О явлении Господа Иисуса Иакову, кроме этого свидетельства апостола Павла, другого нет ни у Евангелистов, ни в Деяниях Апостольских, ни в посланиях. Полагают, что Апостол говорит об Иакове младшем, который был епископом Иерусалимским и пользовался особенным уважением некоторых Коринфян, и потому его свидетельство имело особенное значение для Коринфян. О сем явлении св. Павел мог слышать от самого Иакова. **Также всем Апостолам**. Это явление было пред самым вознесением Господа на небо [[new:lk:24:50|(Лк. 24:50]] и след.; [[new:act:01:04|Деян. 1:4]] и след.). **Всем Апостолам**, т.е. как двенадцати, так и семидесяти. Это было торжественное явление Господа. В это время Господь дал своим ученикам обетование о ниспослании Святого Духа Утешителя, и повелев до получения обещанного не отлучаться из Иерусалима, поднялся в глазах их на небо, и облако взяло Его из вида их [[new:act:01:09|(Деян. 1:9)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **потом явился Иакову, также всем Апостолам** //Иаков// - это, конечно, брат Господа Иисуса Христа, бывший впоследствии епископом Иерусалимской Церкви: если бы Ап. имел в виду другого, а не этого, всем известного деятеля церковного [[new:gal:01:19|(Гал I:19]];[[new:gal:02:09| II:9]], [[new:gal:02:12|12]];[[new:act:12:17| Деян XII:17]]; [[new:act:15:13|XV:13]]), то он, конечно, точнее обозначил бы его. Иаков при жизни Христа не веровал в Него [[new:in:07:05|(Ин VII:5)]], но после вознесения Христова мы находим его вместе с Апостолами и св. женами в горнице Иерусалимской [[new:act:01:14|(Деян I:14).]] Это внезапное превращение неверующего в верующего могло совершиться только силою особого доказательства, каким и должно было стать для Иакова явление Самого Воскресшего. - //Всем Апостолам//. Это было явление в день вознесения Господа на небо, когда, - конечно, по особому повелению Господню, - все Апостолы собрались вместе (ср. [[new:act:01:04|Деян I:4, 6]]). См. также Толкование на [[new:1kor:15:01#lopuxin_ap|1 Кор. 15:1]] [<10>]