[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **а после всех явился и мне, как некоему извергу** См. Толкование на [[new:1kor:15:06#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 15:6]] ===== Свт. Василий Великий ===== **а после всех явился и мне, как некоему извергу** Итак, мы веруем и исповедуем... что, в третий день восстав из мертвых по Писаниям, [Христос] явился святым Своим ученикам и прочим, как написано, восшел на небеса и сидит одесную Отца, откуда придет при скончании сего века воскресить всех и воздать каждому по его делам. //**О вере.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Последи же всех, яко некоему извергу, явися и мне** Выслушав все сказанное доселе, мог иной подумать: ты все говоришь по слухам. Слух – не верный свидетель. Чтоб этого кто не сказал, или чтобы кто-либо сам себя не смутил такими мыслями, святой Апостол выставляет и себя очевидцем и свидетелем воскресения Господня, придав словам своим обычную ему скромность в образе мыслей (Феодорит). **Изверг** – не злодей, а выкидыш. «Уподобляет себя выкинутому зародышу, который не включается и в число людей» (Феодорит). «Что хочет он сказать здесь такими смиренномудрыми словами, и по какому поводу? Если он хочет показать себя достоверным и причислить себя к свидетелям воскресения, то следовало бы сделать противное, следовало бы превознести и возвеличить себя, как он делает во многих местах, когда требуют обстоятельства. Но здесь он унижает себя потому, что намеревается сделать то же самое, только не вдруг, а с свойственным ему благоразумием. Ибо, уничижив наперед себя и высказав на себя много укоризн, он потом возвеличивает дела свои. Для чего? – Для того, чтобы когда он скажет о себе великое и высокое изречение: //паче всех потрудихся//, слова его были несомненными и приняты, как бы сказанные по ходу речи. Кто говорит что-нибудь великое о других, тот говорит смело и дерзновенно, а кто принужден хвалить самого себя, особенно когда представляет себя в свидетели, тот стыдится и краснеет. Потому и этот блаженный муж наперед уничижает, а потом возвеличивает себя. Он делает это как для того, чтобы смягчить неприятность самохваления, так и для того, чтобы сделать чрез то достоверными следующие слова свои; ибо, сказав неложно о том, что достойно осуждения, и не скрыв ничего такого, например что он гнал Церковь, что истреблял веру, он делает чрез то несомненными и достохвальными дела свои. И смотри, как велико его смиренномудрие. Сказав: **последи же всех явися и мне**, он не удовольствовался этим,– ибо //мнози будут//, говорит Господь, //последни первии и перви последнии// [[new:mf:19:30|(Мф. 19, 30)]],– но присовокупляет: **яко некоему извергу**; и на этом не останавливается, но присоединяет собственное осуждение, и приводит причину» (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **а после всех явился и мне, как некоему извергу** См. Толкование на [[new:1kor:15:01#prp_efrem_sirin|1 Кор. 15:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **А после всех явился и мне, как некоему извергу** Это слово смиренномудрия. Смирение же сие употребил благоразумно, для того, чтобы, когда скажет о себе высокое: //я более всех их потрудился// (ст.10), ему не отказали в вере, как самохвалу. Извергом в собственном смысле называется недоношенное дитя, которое женщина выкидывает. Поскольку называет себя недостойным апостольского звания и человеком отверженным (ст.9), то назвал **извергом**, как недозрелого по отношению к апостольскому достоинству. Некоторые же под извергом разумели позднее рождение, так как Павел - последний из апостолов. Но Павла не уничижает то, что он последний увидел Господа. Ибо и Иаков не ниже прочих пятисот, от того, что увидел Господа позже, чем они. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **А после всех явился и мне, как некоему извергу** Апостол уподобляет себя выкинутому зародышу, который не относится к числу людей. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **а после всех явился и мне, как некоему извергу** **Явился** ему сначала на пути как свет с неба, а затем молящемуся в Храме. **Извергом** себя назвал, поскольку поздно родился во Христе и апостольство воспринял, когда уже Христос во плоти был вознесен на небо. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **а после всех явился и мне, как некоему извергу** Это явление Иисуса Христа Павлу призвало его к вере в Него, Спасителя мира. Оно изображается в книге Деяний Апостольских неоднократно [[new:act:09:03|(Деян. 9:3-17;]] [[new:act:22:06|22:6-14;]] [[new:act:26:13|26:13-15)]]. Воспоминая о своем обращении к вере в Иисуса Христа, св. Павел с глубоким смирением и самоосуждением воспоминает о своем недостоинстве в состоянии неверия, в котором он гнал Церковь Христову. **После всех явился и мне**, говорит Павел. Он призван был к Апостольскому служению уже по вознесении Господа на небо, и потому после других Апостолов. **Явился и мне, как некоему извергу**, т.е. как выкидышу или недоноску. Извергом или выкидышем называется младенец – преждевременно родившийся. Так выражает Павел глубокое сознание своего недостоинства. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **а после всех явился и мне, как некоему извергу** Бывшее ему лично явление Воскресшего Ап. ставит на одном уровне с другими явлениями. Следов., это не было внутренним событием из его личной жизни, а //действительным// явлением. - //Извергом// (έκτρωμα) назывался ребенок, который родился до срока и притом извлечен был из чрева матери, можно сказать, насильственно, путем операции. Другие Апостолы упали как созревшие плоды с дерева иудейства и попали в кошницу Христову, между тем как Ап. Павел вырван был из недр иудейства насильственно, Самим Христом, не будучи подготовлен к тому, чтобы стать Его Апостолом. См. также Толкование на [[new:1kor:15:01#lopuxin_ap|1 Кор. 15:1]] [<10>]