[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали** Превознеся апостолов и уничижив себя, потом опять поставив себя выше их, чтобы доказать свое равенство с ними, – а он доказал равенство, сказав, что он и ниже и выше их, – и таким образом представив себя достоверным учителем, (Павел) и еще продолжает говорить (об апостолах) и опять поставляет себя наряду с ними, выражая единодушие о Христе. Впрочем делает это не так, как будто бы он присоединен к ним, но так, что он оказывается имеющим одинаковое с ними достоинство; этого и требовала польза проповеди. Он равно заботится как о том, чтобы не подумали, что он унижает (апостолов), так и о том, чтобы воздаваемой им честью не унизить себя перед подчиненными. Потому теперь он опять ставит себя наравне с ними: **«итак я ли,** – говорит, – **они ли, мы так проповедуем»**; у кого, говорит, хотите учиться, у того и учитесь; мы ничем не различаемся. Не сказал: если не хотите верить мне, то верьте им; но представляет и себя достойным веры и говорит, что как он сам по себе заслуживает этого, так и они сами по себе; различие лиц, при равных достоинствах, ничего не значило. Тоже он делает и в послании к Галатам, обращаясь (к апостолам) не потому, чтобы имел в них нужду, и утверждая, что он и сам по себе не имеет недостатка: //«в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного»//, и однако я желаю быть в согласии с ними, //«подали мне и Варнаве руку общения»// [[new:gal:02:06|(Гал.2:6, 9)]]. Если бы достоверность Павла зависела от других и утверждалась на свидетельстве других, то отсюда произошел бы крайний вред для учеников. Следовательно, он превозносит себя не из тщеславия, но из опасения за проповедь. Потому и здесь ставит себя наравне (с апостолами): **«я ли, они ли, мы так проповедуем»**. Хорошо сказал: **«проповедуем»**, выражая великое дерзновение; мы, говорит, не тайно и не скрытно проповедуем, но вещаем громче трубы. Не сказал: проповедовали; но и теперь – **«так проповедуем»**. **«И вы так уверовали»**; здесь не сказал: веруете, но: **«уверовали»**. Так как (коринфяне) колебались, то он обращается к прежним временам и представляет свидетелями их самих. //**Гомилия 39 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще убо аз, аще ли они, тако проповедуем, и тако веровасте** Сводит все сказанное. Припомните, говорит, каким словом благовестил я у вас Евангелие. Я говорил вам, что Христос Господь умер грех ради наших, потом погребен и воскрес в третий день, свидетели чему бесчисленны,– не одни Апостолы, но и множество верующих, которые доселе живы, наконец и я сам. И вот слово, которым мы оглашаем всех, которым оглашены и вы, и которому поверили. Это значило: если вы верующие, то несомненно стоите на твердом камне веры в воскресение Христа Господа. Апостолом очень достаточно сказано для того, чтобы возобновить в сознании коринфян истину воскресения Господня и оживить убеждение в ней. Экумений пишет: «**аще аз, аще ли они, тако проповедуем**. Мы согласны, говорит, в проповеди,– согласны все и проповедуем так не где-либо в углу, а открыто, всем всюду. Так и вы уверовали вместе со всеми. Эту самую веру их призывает теперь Апостол в свидетели истины (воскресения). Ибо говоря: веровасте, дает разуметь, что они не обманчивыми и лживыми словами были увлечены, а убеждены верными доказательствами в истине проповеди, и потому поверили». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 11-12 **Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых** **Итак, я ли**, Апостолы **ли**, все **мы так проповедуем** о Христе... **что воскрес из мертвых. Как** же, поэтому, **некоторые из вас говорят, что воскресения мертвых нет**? //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали** Я ли более потрудился, они ли, но в проповеди, говорит, мы все согласны. И не сказал: если мне не верите, то им поверьте, ибо уничижил бы сам себя и оказался бы свидетелем истины, не стоящим веры: но говорит, что и он сам по себе достаточный свидетель, и они сами по себе достаточны. Словом **проповедуем** также подтверждает истину своих слов. Ибо мы говорим не скрытно, но явно, и не когда-нибудь, но и ныне. **И вы так уверовали**. Не сказал: ныне веруете, потому что они уже колебались. Но наряду с прочими и их веру называет свидетельницею истины. Вы, говорит, не поверили бы напрасно ложным и обманчивым речам, если бы не были убеждены в истине проповедуемого. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали** Это заключение предшествующих осьми стихов; девятый и десятый стихи составляют вводное объяснение на осьмой стих. Итак, я ли Павел, призванный к Апостольскому служению после других Апостолов, или они – другие Апостолы, Петр, Иаков и прочие, – все мы согласно проповедуем, что Иисус Христос, по человеческому естеству, как истинно умер, так истинно и воскрес. Это несомненно известно из писаний Пророков, и из многократных явлений Господа, по воскресении, Апостолам и многим ученикам Его, и из согласного учения Апостолов о том, что Христос истинно и действительно воскрес из мертвых. И вы, Коринфяне, так уверовали, или такую веру приняли, и она непоколебима, утверждаясь //на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу//. Так Апостол утверждал истину воскресения Христова для того, чтобы обличить и вразумить отвергающих воскресение мертвых, и утвердить в вере ожидающих воскресения мертвых. //Если о Христе проповедуется, что он воскрес из мертвых: то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?// [[new:1kor:15:12|(1 Кор. 15:12)]] //Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его// [[new:1kor:15:20|(ст. 20-23)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали** //Вы так уверовали//, - т. е. Церковь согласно признала, что как Евангелие 12-ти Апостолов, так и Евангелие Ап. Павла покоится на одном и том же основании - именно на событиях смерти и воскресения Христа, чрез которые мы, согласно писанию, получили освобождение от грехов. См. также Толкование на [[new:1kor:15:01#lopuxin_ap|1 Кор. 15:1]] [<10>]