[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают** См. Толкование на [[new:1kor:15:14#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 15:14]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 15-16 **Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа, Егоже не воскреси, аще убо мертвии не востают; аще бо мертвии не востают, то ни Христос воста** Но не тщета только нашей проповеди и вашей веры отсюда выходит, а еще и большее нечто, именно: мы лжесвидетели, вы во грехах еще, и мертвые о Христе погибоша. **Обретаемся лжесвидетеле Божии**, то есть о Боге; **яко послушествовахом**, потому что засвидетельствовали, удостоверяли; **на Бога**,– κατα του Θεου,– против Бога. Свидетельствовали будто в славу Божию, а вышло против Бога, в хулу на Него, будто воскресил, когда не воскрешал. Феодорит пишет: «Мы подлежим наказанию за клевету, осмелившись утверждать, что Бог воскресил Христа, **Егоже не воскреси**». Не воскреси, как это следует по вашей мысли, то есть, **аще мертвии не востают**. Ибо то уже непременно должно следовать, как я сказал: **аще мертвии не востают, ни Христос воста**. Апостол часто повторяет это умозаключение с намерением утвердить его в мысли, ибо оно очень впечатлительно и в таком, отчасти ужасающем, а более нелепом виде представляет мысль о невоскресении мертвых; потому что она ставится чрез то в противоречие с очевидностию воскресения Христова, столь неопровержимо доказанного, свидетель которого есть сам веру утверждавший в коринфянах и пишущий сии убеждения. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блаж. Августин ===== Ст. 15-16 ** Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес** Если отвратительна ложь, направленная против преходящей жизни кого- нибудь, то насколько омерзительнее ложь против жизни вечной! И такова любая ложь в религиозном учении. Потому апостол относит к лжесвидетельству любую ложь о Христе, даже если она, как может казаться, содержит похвалу Ему. //**О лжи.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают** Мы, говорит, оказываемся неправыми, потому что ложно показали о Боге, что Он воскресил Того, Кого не воскрешал. Такое вытекает следствие, если мертвые не воскресают. Если же такое следствие нелепо, то нелепо верить и тому, что мертвые не воскресают. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают** См. Толкование на [[new:1kor:15:13#lopuxin_ap|1 Кор. 15:13]] [<10>]