[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 20-23 **Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его** **«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших»** [[new:1kor:15:20|(1Кор.15:20)]]. Показав, сколько зла может произойти от неверия в воскресение, он опять повторяет: **«но Христос воскрес из мертвых»**, постоянно присовокупляя: **«из мертвых»**, чтобы заградить уста еретиков. **«Первенец из умерших»**. Если Он **«первенец»**, то и они должны воскреснуть. Но если бы (апостол) под именем воскресения говорил об освобождении от грехов, а без греха нет никого, – и сам даже Павел говорит: //«хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь»// [[new:1kor:04:04|(1Кор.4:4)]], – то кто же воскреснет, по вашему мнению? Очевидно, что у него речь о (воскресении) тел. А чтобы сделать это несомненным, он постоянно указывает на Христа, воскресшего во плоти; потом приводит и причину, потому что, как я сказал, когда что-нибудь утверждается, но не приводится причина, то учение не так скоро принимается многими. Какую же причину? **«Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых»** [[new:1kor:15:21|(1Кор.15:21)]]. Если человеком, то без сомнения имеющим тело. И посмотри на мудрость (апостола), как он доказывает еще с иной стороны необходимость (предложенной истины): побежденному, говорит, должно самому восстановить свое падшее естество и самому победить, потому что таким только образом может загладиться его бесчестье. Посмотрим же, о какой он говорит смерти? **«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут»** [[new:1kor:15:22|(1Кор.15:22)]]. Что же, скажи мне, все ли умерли в Адаме смертью греховной? Как (умер) Ной, праведный в роде своем? Как Авраам? Как Иов? Как все другие (праведники)? И все ли, скажи мне, оживут во Христе? Где же те, которые будут ввержены в геенну? Если это сказано о теле, то сказано верно; а если о праведности и о грехе, то неверно. Далее, чтобы ты, слыша слова: **«все оживут»**, не подумал, что и грешники спасутся, он присовокупляет: **«каждый в своем порядке»** [[new:1kor:15:23|(1Кор.15:23)]]. Слыша о воскресении, не подумай, что все получат равное воздаяние; если наказание не все понесут равное, но весьма различное, то тем более между грешниками и праведниками будет великое различие. Начаток Христос, потом же Христовы, т. е. верующие и благочестивые. //**Гомилия 39 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших** Хотя Слово бесстрастно, потому что по естеству Оно мыслится Богом, однако, по домостроительному усвоению, страдания Его плоти мыслятся Его собственными. Поэтому каким образом //рожденный прежде всякой твари// [[new:kol:01:15|(Кол. 1:15)]], через Которого произошли //начальства, власти, престолы и господства// [[new:kol:01:16|(Кол. 1:16)]], Которым //все состоит// [[new:kol:01:17|(Кол. 1:17)]], стал //первенцем из мертвых// [[new:otkr:01:05|(Откр. 1:5)]] и **начатком усопших**, если только не сделал собственное тело по природе способным пострадать, будучи Богом Словом? ...//По благодати Божией// [Господь] //вкусил смерть за всякого// [[new:evr:02:09|(Евр. 2:9)]], отдавая за него собственное тело, хотя по естеству Он есть //жизнь// и Сам есть //воскресение// [[new:in:11:25|(Ин. 11:25)]]. Ибо, неизреченной силой поправ смерть, Он стал по своей плоти //первенцем из мертвых// [[new:otkr:01:05|(Откр. 1:5)]] и **начатком из усопших**... Поэтому даже если говорится, что //воскресение мертвых// произошло //через человека//, то мы разумеем под человеком рожденное от Бога Слово и что Им сокрушилась держава смерти. //**Послания.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть** **Ныне же**. То выводил я следствия из того, если Христос не воста; теперь беру истину, что Христос воста, и покажу вам, что отсюда выходит.– Или **ныне же**, на деле же, в настоящей действительности вот что есть. Из вашей мысли мрачная картина выходит; а в действительности не то есть, не то выходит по истинному исповеданию веры нашей.– И живописует α) картину воскресения всех (стихи 20–23) и β) преславное изменение всего по возустроении всяческих (стихи 24–28). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших** **Но истинно Христос воскрес из мертвых** и **начатком стал** воскресения всех **мертвых**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших** Показав, сколько рождается нелепостей от неверия в воскресение, повторяет слово и говорит как бы так: вот что следует, если нет общего воскресения, когда и Христос не воскрес. Но Христос воскрес. Посему будет и общее воскресение, и этих нелепостей не случится. Постоянно прибавляет **из умерших**, дабы заградить уста манихеев. Если Он - первенец из умерших, то, без сомнения, и им должно воскреснуть. Ибо первенец имеет и за ним следующих, например, когда из многих один сделает что-нибудь, начав первый, а прочие будут продолжать это. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших** Говоря это, Павел затрагивает лжепророков, которые отрицали факт рождения Христа, а через то - и Его воскресение во плоти, ибо нерожденные не умирают. Таким образом он доказывает воскресение Христа из мертвых, поскольку Он был человеком, дабы не оставалось сомнения в воскрешении Богом человеков из мертвых. Поскольку через прегрешения человека появилась смерть, правосудие Христа совершит воскресение из мертвых. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-22 **Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут** //Но Христос//... Правильнее: "но теперь Христос"... Ап. противополагает состоянию безотрадности новое состояние души человека, которое имеет место именно теперь, со времени воскресения Христова. - //Первенец// - правильнее: //начаток//(απαρχή). Воскресший Христос относится ко всем тем, кто имеет воскреснуть при Его втором пришествии, как первый созревший колос во всей жатве. - //Ибо как//... эти слова служат к разъяснению того, почему Ап. назвал Христа //начатком из мертвых.// И смерть и воскресение одинаково происходят от человека: человек должен исцелить то зло, которое причинено также человеком. - //Как в Адаме//... Мысль, выраженная только что отвлеченно, теперь высказывается с определенным отношением к лицам - Адаму и Христу. - //В Адаме - во Христе//. Этою переменою предлога //чрез// (διά в 21 ст. ) на предлог //в// (εν) Ап. указывает на тесную связь, тесное жизненное общение между человечеством с одной стороны и Адамом и Христом - с другой. Ап. хочет сказать: "если все чрез Адама умирают, то это имеет свое основание в том, что они все в нем, как в своем родоначальнике заражены смертью. Если все чрез Христа опять должны восстать к жизни, то это происходит от того, что в Нем находится сила, которою они оправдываются и которою некогда, в силу своего общения с Ним, будут пробуждены к новой жизни". - //Все//. Некоторые полагают, что здесь речь идет действительно о //всеобщем//, спасении-восстановлении. Но такому предположению противоречит учение всего Нового Завета (ср. [[new:mf:12:32|Мф XII:32]]; [[new:mf:25:46|XXV:46]]; [[new:mk:09:48|Мк IX:48]]; [[new:mk:14:21| XIV:21]]; [[new:2sol:01:09|2 Сол I:9]]; [[new:fil:03:19|Флп III:19)]]. Другие относят это пророчество только к верующим во Христа, но ограничивать так смысл выражения //все// (во Христе оживут) - это дело произвола. Притом и сравнение между делом Адама и делом Христа не выдерживается: Адам ведет к смерти всех, Христос - многих... Лучше поэтому принять мнение //св. Иоанна Златоуста//, по которому выражение //все// в обоих случаях имеет совершенно одинаковый объем. И у Иоанна Богослова Христос является виновником воскресения как праведников, так и грешников ([[new:in:05:28|Ин V:28]] и сл.). Если Ап. употребил здесь выражение //оживут// (ζωοποιει̃ν) и о грешниках, которое чаще употребляется о воскресении праведных, то он мог его употребить в значении воскресения вообще, как в ст. 19-м слово //жизнь// (ζωή) он употребил как обозначение земного существования вообще. См. также Толкование на [[new:1kor:15:01#lopuxin_ap|1 Кор. 15:1]] [<10>]