[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:24 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 24-28 **А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем** Это говорит Апостол о покорности мира, покоренного во плоти Его. Ибо о Божеском царствии Его Даниил выразился, что царствию Его не будет конца [[old:dan:03:100|(Дан. 3, 100]]; [[old:dan:07:14|Дан. 7, 14)]]; как, по сказанию Луки, Ангел Гавриил сказал Деве о Господе: //«и воцарится... во веки, и царствию Его не будет конца»// [[new:lk:01:33|(Лук. 1, 33)]]. Апостол же говорит, что царствие Его имеет конец, сказано: **«подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима»**; подобно сему и Давид говорит: //«рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих»// [[old:ps:109:01|(Псал. 109, 1)]]; и словом //«седи»// означает начало; а словами: //«дондеже»// положены будут //«враги Твоя»// – указывает на конец. **«Егда же покорит Ему всяческая, тогда и Сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех»**. Это значит: когда все мы покоримся Сыну, окажемся членами Его, и сделаемся в Нем сынами Божиими, –// «вы бо//, – сказано, – //едино есте о Христе Иисусе»// [[new:gal:03:28|(Гал. 3, 28)]]; тогда и сам Он покорится за нас Отцу, как Глава за членов Своих. А пока не все еще члены Ему покорены, дотоле и Глава их, ожидая членов Своих, не покорена еще Отцу. А если бы и Он был единым из покоряемых, то покорился бы Отцу в начале, а не под конец совершил бы это. Ибо мы в Нем покоряемся Отцу, мы в Нем царствуем, пока не положены будут враги наши под ногами нашими. По причине врагов наших Владыка небес явился в нашем подобии, и приял человеческий престол Давида, отца Своего по плоти, чтобы воссоздать и управить оный; а когда будет управлен и все мы воцаримся в Нем, – управленное человеческое царство предаст Он Отцу, **«да будет Бог всяческая во всех»**, и будет царствовать чрез Него, как чрез Божие Слово, царствовав чрез Него прежде, как чрез человека Спасителя. **//О явлении во плоти Бога Слова и против ариан.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу** **«А затем конец»**. Когда (умершие) воскреснут, тогда всему будет конец; а не так, как теперь, по воскресении Христовом, когда дела остаются еще без окончательного воздаяния. Потому (апостол) и присовокупляет: в пришествии его, чтобы ты знал, что он говорит о будущем времени. **«Когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу»**. Здесь тщательно внимайте мне и смотрите, чтобы не опустить чего-нибудь из сказанного. У нас борьба с врагами, и потому прежде всего нам надобно постараться довести их до нелепости, как и Павел часто делает: таким образом слова их представятся нам в яснейшем свете. Итак, во-первых, спросим их, что значит: **«когда Он предаст Царство Богу и Отцу»**? Если мы будем принимать это просто, а не богоприлично, то следует, что (Христос) после того уже не будет иметь царства, так как кто отдает что-нибудь другому, тот сам уже перестает владеть. И не одна только эта следует нелепость, но и та, что принявший также не имел прежде, нежели получил, т. е., по их мнению, ни Отец не был прежде царем и только еще ожидает царства над нами, ни Сын после того не останется царем. Как же Он сам говорит об Отце: //«Отец Мой доныне делает, и Я делаю»// [[new:in:05:17|(Ин.5:17)]]? А о Нем как (говорит) Даниил: //«царство, которое вовеки не разрушится»// [[old:dan:02:44|(Дан.2:44)]]? Видишь ли, сколько выходит нелепостей и противоречий Писаниям, если принимать слова (апостола) по-человечески? Также об упразднении какого начальства он говорит здесь? Ангелов? Нет. Верующих? Тоже нет. Какого же? Начальства демонов, о котором он же говорит: //«брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего»// [[new:ef:06:12|(Еф.6:12)]]. Теперь оно еще не совершенно упразднено, потому что часто они еще действуют; а тогда перестанут (действовать). Что же значит: **«когда Он предаст Царство»** [[new:1kor:15:24|(1Кор.15:24)]]? Из Писания известны два царства Божии, одно по усвоению, другое по сотворению. По сотворению Он царствует над всеми, над язычниками, иудеями, демонами, врагами; а по усвоению царствует над верующими, добровольно подчиняющимися, послушными. Об этом последнем царстве говорится, что оно имеет начало; так о нем сказано во втором псалме: //«проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое»// [[old:ps:002:08|(Пс.2:8)]]; о нем и сам (Христос) сказал ученикам: //«дана Мне всякая власть»// от Отца Моего [[new:mf:28:18|(Мф.28:18)]], где приписывает все Отцу, не потому, чтобы сам Он не имел чего-нибудь, но чтобы показать, что Он есть Сын, а не нерожденный. Это то царство Он и предаст, то есть устроит. Но почему, скажешь, (апостол) не сказал ничего о Духе? Потому, что не о том у него теперь речь; он не смешивает всего сразу. Так и тогда, когда говорит: //«один Бог Отец... и один Господь Иисус Христос»// [[new:1kor:08:06|(1Кор.8:6)]], Он умалчивает о Духе не потому, чтобы признавал Духа меньшим, но потому, что еще не было нужды говорить о Нем. Иногда Он упоминает об одном Отце, но мы не станем поэтому отвергать Сына; иногда только о Сыне и о Духе, но мы не станем поэтому отвергать Отца. //**Беседа 39 на 1-е послание к Коринфянам.**// ---- См. Толкование на [[new:mf:01:21#svt_ioann_zlatoust|Мф. 1:21]] **//Беседа на слова: Господь воцарился, да радуется земля.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу** Для нас конец, ради которого все совершаем и к которому стремимся, есть блаженная жизнь в будущем веке. //**Гомилии на Псалмы (Пс. 48).**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Таже кончина, егда предаст царство Богу и Отцу, егда испразднит всяко началство и всяку власть и силу** **Таже кончина**. То есть конец настоящему порядку вещей, конец и царству благодати! По воскресении – суд, по суде – приговор, одним – //приидите//, другим – //отыдите//. //И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный//. Этим кончится все. **Егда предаст царство Богу и Отцу**. Когда это **егда**? Когда все кончится, тогда предаст царство Богу и Отцу; и когда Он предаст его Ему, тогда все кончится. Это неотделимые современности, или события, одно другое вызывающие, взаимно себя предполагающие. Какое царство предаст? – То, которое принял яко основатель, устроитель и совершитель царства благодатного. По воскресении Он сказал: //дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли//,– яко победителю ада и смерти. По вознесении и седении одесную Бога Отца, Он взял в руки бразды правления Своего царства, во исполнение всего предначертанного в предвечном совете об устроении спасения человечества. По сей власти устроена Церковь на земле, по ней обращаются народы, по ней совершаются все благодатные действия обычные (чрез таинства) и необычные– непосредственно и по молитве Церкви, по ней все человечество ведется к последнему концу, по ней разрушится окончательно власть сатаны истреблением антихриста, по ней и смерть упразднится воскресением, и последним судом завершится участь всего. Итак, когда все это предназначенное совершится в царстве благодати, тогда Господь Иисус Христос предаст царство Богу и Отцу, то есть тогда Он отдаст то, что получил по воскресении. Этим выражается, что царство благодати кончится, и начнется царство славы. Царство сие есть царство Пресвятой Троицы, в коем и Сыну такая же часть принадлежит, как и Отцу и Духу Святому. Но Апостол всего не говорит, а только то, что касается Христа Спасителя. Если разуметь под царством всех, вошедших в сие царство, в той мысли, что тогда изречет Господь: //се аз и дети//,– то от этого главная мысль нисколько не изменится. Ибо царство Христово конечно имеет подцарственные лица, а они и суть все верующие, из коих составится Его царство. К этому прибавить только можно: когда все предназначенные к сему царству войдут в него, тогда и конец царствованию Христову яко Искупителя и Спасителя. Искупительных и спасительных сил Его приложение прекратится: будет только непрерывное и нескончаемое действие их в спасенных уже и прославленных. Сие предание царства Богу и Отцу будет последним действием Христа Господа, Царя благодатного царства. Ему предшествовать должно покорение и упразднение всех врагов сего царства: диавола, смерти, греха. Все продолжение царства Христова есть постоянное их побеждение. В своем лице Он победил их Своею смертию, воскресением и вознесением. Непрерывно же их побеждает и будет побеждать до скончания века в лице Своих верующих. В конце веков восстанет антихрист, совместить имеющий в себе всю сатанинскую и бесовскую силу. Его Господь убиет духом уст Своих, и тем во главу поразит сатану и все полчища его. Вслед за тем последует воскресение мертвых, которое есть упразднение смерти, или окончательная над нею победа. Остается еще грех. И он, в лице грешников, будет упразднен окончательным решением: //отъидите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его//. Царство Божие очистится от всего противного и богоборного, и свет славы Божией воссияет во всех областях бытия. После всего этого уже Господь предаст царство Богу и Отцу. О таком упразднении Господом Спасителем врагов и говорит далее святой Павел. **Егда испразднит всяко началство и всяку власть и силу**. Этим указывается на окончательное уничтожение сатаны и клевретов его. Они будут заключены в ад еще прежде суда, ибо на суде об них и помина не будет, а только о месте, в котором они уже находятся. Святой Златоуст говорит: «Об упразднении какого начальства говорит здесь Апостол? Ангелов? – Нет! Верующих? – Нет! Какого же? – Начальства бесов, о котором он же говорит: //несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего// [[new:ef:06:12|(Еф. 6, 12)]]. Теперь оно еще не совершенно упразднено, ибо они еще действуют часто; а тогда перестанут действовать». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу** **Потом** настанет **конец, когда предаст царство Богу Отцу**, - не потому, чтобы Сын не был Царем, ибо если Отец Царь, то и Сын, как сын Царя, есть Царь; поелику Отец будет Главою нового царства, и потом, по порядку - правильно поставил Сына после Отца: **когда упразднит**, продолжает, **все начальства, и** власти, и силы, - и начальников - гонителей Евангелия, и злые силы отца ненависти (диавола). //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **А затем конец** См. Толкование на [[new:1kor:15:23#prp_maksim_ispovednik|1 Кор. 15:23]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу** См. Толкование на [[new:1kor:15:23#blazh_feofilakt_bolgarskij|1 Кор. 15:23]] ===== Ориген ===== **А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу** Когда Христос **предаст Царство Богу и Отцу**, то тогда и те живые, что прежде Царства Христова были созданы, тоже будут преданы вместе со всем Царством под царствие Отца, так что, когда Бог будет **все во всем**, то также и в них самих, как части **всего**, будет Бог. //**О началах.**// ===== Магн Аврелий Кассиодор ===== **А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу** Верующие заслуживают быть одесную Его, и они станут судить вместе с Господом; они войдут в вечный мир и вечное блаженство, так чтобы по праву о них говорили, что они вознесены, ибо своей удивительной преданностью они снискали возможность созерцания Самого Господа. //**Толкование Псалмов (Пс. 148).**// ===== Сщмч. Зенон Веронский ===== **А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу** Священное Писание, говоря о Сыне Божием, без всякого противоречия самому себе, указывает в Нем необходимое некоторое различие между Богом и человеком, в которого Он облекся. Ибо если б оно постоянно проповедовало Его только Богом, то не было бы места страданию и воскресению, – и Христос ничего не сделал бы для мира сего; а если б только человеком (как некоторые думают, будто бы Он получил начало свое уже во чреве Девы); то какая надежда для верующего на будущее блаженство, когда в Писании ясно сказано: //проклят человек, иже надеется на человека// [[old:ier:17:05|(Иер. 17:5)]]? Посему Писание в тех местах, в которых означает одно только Божество Его, выражается, напр. в книге Бытия, так: //и созда Бог человека, по образу Божию сотвори его// [[old:gen:01:27|(Быт. 1:27)]], и еще в Псалмах: //Бог же Царь наш прежде век содела спасение посреде земли// [[old:ps:073:19|(Пс. 73:19)]], и: //готов престол твой оттоле: от века Ты еси// [[old:ps:092:02|(Пс. 92:2)]]. Но где оно означает принятое Им человечество, то выражается следующими образом: //радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля, се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна// [[old:zah:09:09|(Зах. 9:9]], сн. [[old:is:62:11|Ис. 62:11)]], и: //возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы// [[old:ps:023:07|(Пс. 23:7)]], и волхвы спрашивают: //где есть рождейся Царь Иудейский?// [[new:mf:02:02|(Мф. 2:2)]]. Братия! Сей Царь есть Тот самый, Коего пришествие предвозвестили Пророки, Который по плоти родился во времени, Который высок на высоких и смирен на земли, – Творец веков и Сын Девы, – Который безсмертен сам в себе, но благоизволил умереть человеком. Он вкусил смерть для того, чтобы победить ее, – снисшел в преисподнюю, чтобы оттоле извести умерших живыми. Единородный, по рождению от Отца прежде сложения мира, по скончании многих народов бывает, как выражается Апостол, //перворожден из мертвых// [[new:kol:01:18|(Кол. 1:18)]]. Он есть Тот, Кому по воскресении дана от Бога власть //на небеси и на земли// [[new:mf:28:18|(Мф. 28:18)]]; однако эта власть новая только для нового имени Его [[new:fil:02:09|(Филип. 2:9)]]; ибо Он Сам говорил еще до воскресения: //Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне да сотворю: и ныне прослави мя Ты, Отче, у Тебе самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть// [[new:in:17:04|(Ин. 17:4,]] [[new:in:17:05|5)]], и в другом месте: //вся Мне предана суть Отцем моим// [[new:mf:11:27|(Мф. 11:27,]] сн. [[new:lk:10:22|Лк. 10:22)]]. Он – Тот, Кто на землю снисшел, яко Дух [[new:in:04:24|(Ин. 4:24)]], а на небо восшел с плотию. Он, говорю, есть Тот, Кто, по словам Апостола Павла, получает царство, царствует, и //предаст царство Богу и Отцу, егда испразднит всяко началство и всяку власть и силу// [[new:1kor:15:24|(1 Кор. 15:24)]]. Чем же ты, Христианин, соблазняешься здесь? И для чего судишь о тайнах Божия домостроительства по собственной своей природе? Если ты меньше думаешь о Сыне, потому что Он передает царство Отцу, то гораздо более оскорбляешь тем Отца, потому что оставляешь Его на некоторое время без царства. Притом, когда мы ежедневно молимся, //да приидет царствие// Отца [[new:mf:06:10|(Мф. 6:10)]], тогда надеемся вместе и царствия Сына. Значит, без царствия того и другого правление настоящим временем остается праздным? Но мир погиб бы совершенно, если бы хотя на одно мгновение престало правление Божие. Если же, как и самый разум говорит, Творец закона никак не может прекратить своего разнообразного управления, то вочеловечившемуся Богу и праведным Его, а не Богу, вечному Правителю мира, предоставлено разнообразное хранение порядка уже установленного, как и в Евангелии говорится: //даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца// [[new:lk:01:32|(Лк. 1:32)]]. Подобным образом и Соломон говорит о рабах Его: //пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их безсмертия исполнено: и вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут. Яко Бог искуси их, и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их возсияют. Судят языком, и обладают людми, и воцарится Господь в них во веки// [[old:prs:03:04|(Прем. 3:4-8)]]. Что ж это такое? Если Господь царствует во веки, то слова Апостола неверны; если ж Он предает царство, то Евангелист и Соломон говорят неправду? Совсем нет; здесь никакой нет неверности и никакого нет противоречия. Ибо Апостол Павел говорит о временном вочеловечившагося Бога царстве, по скончании которого Сей приидет и сотворит суд живым и мертвым; что подтверждает самая связь речи, в которой говорится, что Христос должен царствовать со Святыми своими до тех пор, пока не прекратит всякое начальство, всякую власть и силу, пока не низложит всех врагов под ноги Свои, пока не истребится последний враг – смерть [[new:1kor:15:24|(1 Кор. 15:24-26)]]. Но Евангелист Лука и Соломон разумели первоначальную власть, в которой имея непрерывное от века и до века участие, Сын никогда не получал царства от Отца и никогда не будет передавать его Отцу. Ибо Он всегда царствовал с Отцем своим, как Сам говорит: //царство Мое несть от мира сего// [[new:in:18:36|(Ин. 18:36)]]. Яснее выразил сие Апостол Павел: //сие бо да весте//, говорит он, //яко всяк блудник, или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния в царствии Христа и Бога// [[new:ef:05:05|(Еф. 5:5)]], показывая тем, что едино есть царствие Отца и Сына. Итак, действительно передает царство Отцу своему Тот, Кто в своих наставлениях сказал, что //царство раздельшееся на ся запустеет// [[new:mf:12:25|(Мф. 12:25)]]. Но из сего никак нельзя заключать, братия, будто бы Отец получит то, чего не имел, или Сын, передавая царство, лишится того, что имеет. Всем владеет Отец, всем владеет и Сын; что есть у одного, то есть у другого; чем владеет один, то обще обоим. Господь Сам говорит: //вся, елика имать Отец, моя суть// [[new:in:16:15|(Ин. 16:15)]], и в другом месте: //Отче, и моя вся твоя суть, и твоя моя// [[new:in:17:10|(Ин. 17:10)]], потому что Отец пребывает в Сыне, и Сын в Отце, Которому подчиняется по произволению, а не по условию, по любви, а не по необходимости, по славе, которою всегда славит Отца. Наконец, Сын говорит: //Аз и Отец едино есма// [[new:in:10:30|(Ин. 10:30)]]. Значит, Сын предан Отцу не подчинительно, но на любви основанною, как я сказал, преданностию; с Отцом у Него едино владычество над непрестающим царством, едина существенная совечность и всемогущество, едино равенство, едина власть царственного достоинства, – в едином свете едино достоинство; ибо, если ты отнимешь что-либо у Сына, то оскорбишь Отца, Который всецело почивает в Нем; в Сыне ничего нет меньшего, потому что Он, как и Отец, не может иметь ни больше, ни меньше того, что имеет; потому что один имеет полноту другого, так что во всем благословен Отец в Сыне, и Сын – в Отце, со Святым Духом. Аминь. **// О том, как должно понимать слова Апостола: егда предаст царство Богу и Отцу (1 Кор. 15:24)?//** ===== Лопухин А.П. ===== **А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу** //А затем конец//. Ап. таким образом полагает некоторый промежуток между вторым пришествием Христовым, о котором он сказал в предшествующем стихе, и концом. Под //концом// (τέλος) следует разуметь конец настоящего порядка домостроительства Божия о спасении людей. Люди достигнут такого состояния, что о них можно будет произнести окончательный суд (ср. [[new:1pet:04:07|1 Петр IV:7]]). Этот конец наступит тогда именно, когда Христос //предаст царство Богу и Отцу//. Как видно из [[new:1kor:15:25|25-го]] и [[new:1kor:15:28|28-го]] стихов, Христос предаст под власть Отца уже новое царство, в котором установится новый порядок жизни. - Бог назван //Богом и Отцом// для того, чтобы показать и добровольное подчинение Христа Ему как Богу и единство Христа с Богом по существу как с Отцом Своим. - Между //вторым пришествием// и //концом// будет совершено //упразднение всякого начальства, власти и силы// (вместо: //когда упразднит...// правильнее переводить: после того как упразднит. Сначала //упразднит//, а потом уже //предаст//). Под упраздняемыми силами нужно, конечно, разуметь враждебные царству Божию силы (ср. [[new:1kor:15:25|ст. 25]] и [[new:1kor:15:28|28]]), к которым принадлежит и //смерть// [[new:1kor:15:26|(ст. 26)]]. Таким образом время между вторым пришествием и концом будет эпохою суда. См. также Толкование на [[new:1kor:15:01#lopuxin_ap|1 Кор. 15:1]] [<10>]