[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:37 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 37-43 **И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе** **«И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее»** [[new:1kor:15:37|(1Кор.15:37)]]. Сказанное доселе относится к тому, как (мертвые) воскреснут; а это к тому недоумению, в каком явятся теле. Что значит: **«не тело будущее»**? Не колос целый и не пшеницу новую. Здесь говорится уже не о действительности воскресения, но об образе воскресения, т. е. каково будет тело, имеющее воскреснуть, – такое ли, как прежде, или лучшее и превосходнейшее. То и другое (апостол) выводит из одного и того же примера и доказывает, что оно будет лучше. Еретики же, не понимая ничего такого, возражают и говорят: иное тело умирает и иное тело воскреснет. Но что это за воскресение? Ведь восстание (воскресение) относится к тому, что упало. И где та чудная и славная победа над смертью, если одно падает, а другое восстает. Тогда уже не будет явно, что она возвратила то, что держала в своем плену. Как же это сравнение идет к предмету? Не иное существо сеется, а иное возрастает, но (возрастает) тоже самое в лучшем виде. Иначе и Христос, бывший начатком воскресающих, воскрес не в том же самом теле, но, по вашему, одно тело Он оставил, хотя оно было без всякого греха, а другое принял. Откуда же Он взял другое? То от Девы, а это откуда? Видишь ли, до каких нелепостей доводит такое мнение? Для чего также Он показал язвы гвоздиные? Не для того ли, чтобы доказать, что это самое (тело) и ко кресту было пригвождено и оно же воскресло? И что значит прообраз Ионы? Без сомнения, не иной Иона был поглощен, а иной извергнут на землю. И еще, почему (Христос) говорил: //«разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его»// [[new:in:02:19|(Ин.2:19)]]? Он, конечно, воздвиг тот самый храм, который разрушен; потому евангелист и присовокупил: //«а Он говорил о храме тела Своего»// [[new:in:02:21|(Ин.2:21)]]. Итак, что означают слова: **«сеешь не тело будущее»**? Т.е. не колос, потому что он тот же и не тот же: тот же потому, что одного существа с (семенем); не тот же потому, что он лучше; существо осталось тоже, но явилось большее благолепие, и Он восстал в новом виде. А если бы не так, то не было бы нужды и в воскресении, когда бы тело не могло воскреснуть лучшим; для чего разрушать дом, если не строить его лучшим? Это (апостол) сказал против тех, которые думают, что (тело) истлевает. А далее, чтобы кто не подумал, что отсюда произойдет другое тело, он разрешает недоумение и сам изъясняет сказанное, не дозволяя слушателю выводить какое-нибудь несообразное заключение. К чему же тогда и наши слова? Послушай, как он сам говорит и изъясняет, что значит: **«сеешь не тело будущее»**; он именно тотчас присовокупляет: **«а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое»**. **«Не тело будущее»**, т. е. не так одетое, не имеющее стебля и колосьев, **«а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет»** [[new:1kor:15:38|(1Кор.15:37–38)]]. Так, скажешь; но здесь действует природа. Какая, скажи мне, природа? И здесь все совершает Бог, а не природа, не земля и не дождь. Потому-то (апостол), не упоминая ни о земле, ни о дожде, ни о воздухе, ни о солнце, ни о руках земледельца, говорит: **«но Бог дает ему тело, как хочет»**. Не исследуй же и не допытывайся, как и каким образом, когда слышишь, что это – дело силы и воли Божией. **«И каждому семени свое тело»**. Где же чужое тело? Дает свое. Потому, когда (апостол) говорит: **«сеешь не тело будущее»**, утверждает не то, будто вместо одного воскреснет другое существо, но – воскреснет в лучшем, славнейшем виде. **«И каждому семени свое тело»**. Отсюда наконец он выводит и различие (тел) при будущем воскресении. Из того, что сеется пшеница и из нее восходят все колосья, не заключай, будто и при воскресении (тела) будут равночестны. Даже и из семян происходят (колосья) не одинакового достоинства, но одни лучше, другие хуже. Потому (апостол) и присовокупляет: **«и каждому семени свое тело»**. Впрочем, не довольствуясь этим, он выражает еще другое различие, большее и яснейшее. Чтобы ты, как я сказал, услышав, что все воскреснут, не подумал, что все получат и одну честь, он еще прежде посеял семена своей мысли, сказав: //«каждый в своем порядке»// [[new:1kor:15:23|(1Кор.15:23)]]. То же самое еще яснее он выражает и здесь, продолжая так: **«не всякая плоть такая же плоть»** [[new:1kor:15:39|(1Кор.15:39)]]. Что я указываю, говорит, на семена? Тоже самое мы можем видеть на телах, о которых теперь идет у нас речь. Потому и продолжает: **«но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе»** [[new:1kor:15:39|(1Кор.15:39–41)]]. К чему здесь эти слова? Для чего (апостол) от воскресения тел уклонился к речи о звездах и солнце? Не уклонился он и не отступил от предмета, – нет, – а еще продолжает говорить о нем. Доказав истину воскресения, он теперь доказывает, что великое будет тогда различие в славе, хотя воскресение одно, и разделяет все на две части – на тела небесные и на земные. Примером пшеницы он доказал, что тела воскреснут; а здесь доказывает, что не все они будут в одинаковой славе. Как неверие воскресению делает людей сонливыми, так и то мнение, что все удостоятся одинаковой участи, делает их беспечными. Потому он исправляет то и другое; о первом сказал выше, а о последнем начинает говорить теперь. Разделив всех на два разряда, на праведников и грешников, он потом разделяет эти два разряда на многие части, показывая, что праведники и грешники получат не одинаковую участь, также – что ни праведники все не будут равны с праведниками, ни грешники с грешниками. Первое деление – на праведников и грешников – он делает в словах: телеса небесная и телеса земная, разумея под земными последних, а под небесными первых. Потом показывает различие между самими грешниками в словах: **«не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц»;** хотя все они – тела, но одни более, другие менее маловажны, как в образе жизни, так и в самом устройстве. Сказав об этом, он опять обращается к небу и говорит: **«иная слава небесных, иная земных»**. Как в земных телах есть различие, так и в небесных, и различие не малое, но простирающееся даже до последних (звезд); есть различие не только между солнцем и луной, между луной и звездами, но и между самими звездами; хотя все они на небе, но одни имеют более, другие менее славы. Чему же мы научаемся отсюда? Тому, что, хотя все праведники будут в царстве (небесном), но не все получат одинаковое блаженство; и грешники, хотя все будут в геенне, но не все будут одинаково мучиться. Потому он и присовокупляет: **«так и при воскресении мертвых»** [[new:1kor:15:42|(1Кор.15:42)]]. Что – **«так»**? Будет такое же великое различие. Далее, оставив этот предмет, как достаточно доказанный, он опять обращается к доказательству и к образу самого воскресения и говорит: **«сеется в тлении, восстает в нетлении»**. И посмотри на мудрость его: о семенах он употребляет выражения приличные телам: **«не оживет, если не умрет»**; а о телах употребляет выражения приличные семенам: **«сеется в тлении, восстает в нетлении»**. Не сказал: произрастает, чтобы ты не приписал этого действию земли, но: **«восстает»**. Сеянием же здесь он называет не зачатие наше в утробе матери, но погребение в земле мертвых тел, разрушение, прах. Потому, сказав: **«сеется в тлении, восстает в нетлении»**, он продолжает: **«сеется в уничижении»** [[new:1kor:15:43|(1Кор.15:43)]], так как что безобразнее мертвого, разрушившегося (тела)? **«Восстает в славе; сеется в немощи»**. Не проходит и тридцати дней, как все разрушается; плоть не может поддержать сама себя и продолжить даже на день. **«Восстает в силе»**. Тогда уже ничто не преодолеет ее. Для того и нужны были приведенные примеры, чтобы многие, слыша, что тела восстанут в нетлении, славе и силе, не подумали, будто не будет никакого различия между воскресшими. Хотя все воскреснут в силе и нетлении и в славе нетления, но не все в одинаковой чести и степени. //**Гомилия 41 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Амвросий Медиоданский ===== **И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое** Вот ты удивляешься, каким образом истлевшие тела вновь окрепнут, как соберутся воедино разрозненные члены, как восстановятся разрушенные части. Но ты не удивляешься тому, что начинают зеленеть семена, смоченные и раздавленные влагой и тяжестью земли. Семена эти, конечно же, разрушаются от взаимодействия с землей. Когда плодородная влага из почвы оживляет мертвые и сокрытые семена, словно живительным теплом, они обретают силу роста растения. Затем постепенно природа зарождающемуся еще только колосу выпрямляет стебель и, как заботливая мать, укутывает его покровом, чтобы защитить растущее от сурового мороза или жгучего солнца. //**О кончине брата Сатира.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 37-38 **И еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы, или иного от прочих; Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело** На вопрос, как воскреснут умершие, Апостол в предыдущем стихе ответил: так же, как из брошенного в землю семени и умершего там возрождается и вырастает живое тело какое-либо. Как из умершего семени, и под условием умертвия сего, возрождается новое тело, так и из умершего тела человеческого в свое время возродится новое живое тело. Но таким сравнением выясняется только ход дела, а как и какою силою это совершается,– не видно. Это теперь и указывает святой Павел, говоря: ты сеешь голое зерно пшеничное или другое какое, а когда оно умрет в земле, Бог потом в свое время дает ему тело, каждому семени свое, так совершится и воскресение мертвых: из каждого умершего тела силою Божиею восстанет новое тело. Этим вопрос о как совершенно решается. Может родиться недоумение: но в возрождении растений из семени действует природа; как в возрождении тела будет она действовать, когда до сих пор она не явила никакого следа такого действования? На это надо сказать, что слово: природа – пустое слово. Воля Божия положила законы, воля Божия хочет, чтобы они действовали; они и действуют, и производят то, что угодно Богу, чтоб они производили. Приписываемое обычно природе принадлежит Богу. Если же теперь Бог действует в возрождении растений, на каком основании сомневаться, что Он не может действовать таким образом и в возрождении умерших тел человеческих? Чтобы доселе Он не являл опытов сего, никто не может говорить; а что не являет над всеми, то это потому, что еще не все тела посеяны и еще не пришла весна, в которую подобает им возродиться и восстать к новой жизни. Святой Златоуст говорит на это возражение, что в растениях действует природа, следующее: «Какая, скажи мне, природа? И здесь все совершает Бог, а не природа, не земля, не дождь. Посему-то Апостол, не упоминая ни о земле, ни о дожде, ни о воздухе, ни о солнце, ни о руках земледельца, говорит: **Бог дает ему тело**. Не исследывай же и не допытывайся, как и каким образом, когда слышишь, что это – дело силы и воли Божией». Святой Златоуст замечает еще при сем, что некоторые еретики, не понимая хорошо значение слов Апостола: **не тело будущее сееши**, пришли к такому заключению, будто иное тело умирает, а иное тело воскреснет, и учить так стали. На это он говорит им: какое же это будет воскресение? Это новое творение, а не воскресение, тогда как тела воскреснут. Вот его слова: «Но что это за воскресение? Воскресение относится к тому, что умерло. И где та чудная и славная победа над смертию, если одно умрет, а другое воскреснет? Тогда уже не видно будет, что она возвратит то, что держала в своем плену. Нет; не иное существо сеется, а иное возрастает, но возрастает то же самое в лучшем виде. Иначе и Христос, быв начатком воскресающих, воскрес не в том же самом теле, но, по вашему, одно тело Он оставил (во гробе), хотя оно было без всякого греха, а другое принял (воскресши). Откуда же Он взял другое? То – от Девы, а это откуда? Видишь ли, до каких нелепостей доводит такое мнение? Также для чего показал Он язвы гвоздиные? Не для того ли, чтобы доказать, что это самое тело было пригвождено ко кресту и оно самое воскресло? И что значит прообраз Ионы? Без сомнения, не иной Иона был поглощен, а иной извергнут на землю. И еще, почему Христос говорит: //разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю// [[new:in:02:19|(Ин. 2, 19)]]? Он, конечно, воздвиг тот самый храм, который разрушен, потому Евангелист и присовокупил: //Он же глаголаше о церкви Тела Своего// [[new:in:02:21|(стих 21)]]. Итак, что же означают слова: //не тело будущее сееши//? Не колос целый и не пшеницу новую. Сеешь голое зерно; из него уже после возрождается новый колос с новою пшеницею. Спрашивается, как сей колос относится к зерну посеянному? Он тот же с ним и не тот же: тот же потому, что одного существа с зерном; не тот же потому, что он лучше: существо осталось то же, но явилось большее благолепие, и он восстал в новом виде. Так и будущее тело будет то же, но явится в совершеннейшем виде. То же видно и из того, что **Бог каждому семени дает свое тело**. Где же чужое (иное) тело? Дает **свое**. Посему – когда Апостол говорит: **не будущее тело сееши**, утверждает не то, будто вместо одного воскреснет другое существо; воскреснет то же, но в лучшем, славнейшем виде». Ту же мысль проводит здесь и Феодорит: «Как от пшеницы родится пшеница, от чечевицы – чечевица, и от каждого вида тот же вид, так и наши тела воскреснут те же самые, но с большею силою, нетлением и бессмертием». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое** Но семя нисколько не подобно ростку из него, поелику сеешь одно только голое зерно. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое** Два, сказано, было недоумения: одно - как воскреснут, другое - в каком теле. Первое, как воскреснут, разрешил; именно: чрез смерть, как и зерно. Теперь, объяснив, в каком теле воскреснут, разрешает и другое недоумение. Говорит, что воскреснет то же самое тело, то есть тело той же самой сущности, но в более светлом и славном виде. Еретики говорят, что воскреснет не то же самое тело, ибо это, говорят, выражает апостол, когда говорит: **не тело будущее**. Но апостол говорит не это, а что? То, что ты сеешь зерно не таким, каким оно будет, не светлое и славное, но голое, однако колос вырастает благолепный; и он не есть совершенно тот же, потому что посеян не колос, то есть не со стеблем, но **голое зерно**; но и не совершенно иной, потому что колос сей не из иного зерна, но из этого голого. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое** Если же голое зерно сеется и, по воле Божией над стихиями, восстает в покрове из небытия и с великим приростом для пользы человеческой, - отчего же не верить в благодатную силу Бога воскрешать из мертвых, обогащая сущность человеков, а не увеличивая их число? //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 37-38 **И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело** Здесь - ответ на второй вопрос. Говоря о том, что посеянное семя получает новое одеяние и новое украшение, становясь, таким образом, настоящим растением, Ап. очевидно дает ответ на вопрос о судьбе умершего человеческого тела. Последнее также "//голо//", когда опускается в землю и разрушается в ней, но потом должно получить полноту необходимых для новой жизни органов. - //Как хочет// - правильнее: как восхотел (καθώς ηθέλησεν). Этим Ап. указывает на закон развития, который Бог вложил при сотворении в каждое отдельное растение. Божественная воля неизменно поддерживает такой порядок, что из известного зерна возникает непременно известное растение //(свое тело)//. См. также Толкование на [[new:1kor:15:35#lopuxin_ap|1 Кор. 15:35]] [<10>]