[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:41 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе** См. Толкование на [[new:1kor:15:37#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 15:37]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам; звезда бо от звезды разнствует во славе** Как выше, говоря о земных телах, не удовольствовался Апостол сказать вообще об них, но перечислил разные их роды; так, говоря о телах небесных, не удовольствовался сказать о них вообще, а тоже перечисляет их, как они представляются простому глазу: солнце, луна и звезды. Разных степеней они, но все одного ранга – светящие на земле тела. Перечисляет их, чтоб подольше подержать на них внимание и утвердить в мысли, что они совсем не то же, что земные. Небо с телами своими, в общем мнении, есть представитель всего лучшего и совершеннейшего, как земля – представительница всяких недостатков и немощей. Во всех этих текстах (39–41) Апостол не имел намерения указывать различие в славе воскресших по нравственному их различию; цель его речи выяснить, что воскресшее тело будет хотя то же, но по совершенствам будет несравненно выше теперешнего. Это и обозначает он двумя родами тел земных и небесных. Но можно это место брать и как указание на различие будущих тел по нравственному состоянию. Так и толкуют все наши толковники. Земные тела, говорят они, представляют грешников, а небесные праведников; разные же виды тех и других – разные степени грешности и праведности. Святой Златоуст говорит: «Доказав истину воскресения, Апостол теперь доказывает, что великое будет тогда различие в славе, хотя воскресение одно. Разделив всех на два разряда, на праведников и грешников, он потом разделяет эти два разряда на многие части, показывая, что праведники и грешники получат не одинаковую участь, что ни праведники все не будут равны с праведниками, ни грешники с грешниками. Первое деление – праведников и грешников – он делает в словах: //телеса небесная и телеса земная//, разумея под земными последних, а под небесными первых. Потом показывает различие между самими грешниками в словах: //не всяка плоть таже плоть, но ина убо плоть рыбам, ина же птицам и скотом//: хотя все они суть тела, но одни более, другие менее маловажны, как в образе жизни, так и в устройстве. Сказав об этом, он обращается затем к небу и говорит: ина слава солнцу, ина слава луне. Как в земных телах есть различие, так и в небесных; есть различие не только между солнцем и луною, между луною и звездами, но и между самими звездами, ибо хотя все они на небе, но одни имеют более славы, другие менее. Чему же мы научаемся отсюда? – Тому, что хотя все праведники будут в царстве небесном, но не все получат одинаковое блаженство; и грешники, хотя все будут в геенне, но не все будут одинаково мучиться. Потому он и присовокупляет: //такожде и воскресение мертвых//; так и тогда будет великое различие». Наведши на мысль о различии будущих тел от нынешних, как разнятся небесные тела от земных, Апостол определенно высказывает самые черты различия. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе** См. Толкование на [[new:1kor:15:40#prp_efrem_sirin|1 Кор. 15:40]] ===== Блаж. Августин ===== **Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе** У тела глаза в большом почете, но имели бы меньший, если, кроме глаз, не было бы ничего или если бы у тела не было других частей, имеющих меньшее значение. На небе солнце превосходит своим светом луну, но ведь не порицает ее, ибо **звезда от звезды разнится в славе**, но не мерится с нею гордостью. //**О благе вдовства.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе** Как немного прежде сказал о различии в телах грешников, начав с людей и потом упомянув о птицах, скотах и рыбах, потому что и грешники, быв сначала людьми, ниспали потом до уподобления бессловесным ([[old:ps:048:21|Пс. 48:21]]), так теперь показывает разности в праведниках. Все, говорит, в славе, но иной свет у солнца, иной у луны, и у какого ни случится тела; ибо и звезды от звезд разнятся **в славе**, то есть в свете; ибо славу звезд составляет свет. Некоторые под телами небесными разумели ангелов, но думаю, что это неверно. А из того, что привел солнце, луну и звезды, видно, что речь идет о них. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе** Звезда со звездою разнится в славе, и в одном теле Церкви есть различные члены. Имеет солнце сияние свое, луна же умеряет темноту ночи, и пять других созвездий, которые называются блуждающими, проходят, пересекая, пробегая и освещая небо; бесчисленны другие звезды, которых свет мы различаем на небесном своде. По отдельности различны светила, и каждое по-своему так совершенно, что это совершенство лишь в сравнении с более совершенным никнет. Так же и в теле, части которого различны, одно глаз, другое рука, третье нога делает. Так говорит и апостол: //Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны// [[new:1kor:12:21|(1 Кор. 12:21)]]. //**Беседы против пелагиан.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе** См. Толкование на [[new:1kor:15:39#lopuxin_ap|1 Кор. 15:39]] [<10>]