[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:45 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 45-46 **Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное** **«Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий»** [[new:1kor:15:45|(1Кор.15:45)]]. Первое действительно написано [[old:gen:02:07|(Быт.2:7)]], а последнего не написано: как же (апостол) сказал: **«так и написано»**? Он вывел это из событий, как и часто делает. Так обыкновенно поступают и пророки; например, пророк сказал, что //«Иерусалим наречется град истинный»// [[old:zah:08:03|(Зах.8:3)]], однако он не назывался так. Что же? Неужели пророк сказал неправду? Нет, он говорит, делая вывод из событий. Также: Христос наречется Еммануил [[old:is:07:14|(Ис.7:14)]], и однако Он не назывался так; но дела дают Ему это название. Так и здесь: **«а последний Адам есть дух животворящий».** (Апостол) сказал это для того, чтобы ты знал, что уже есть знамения и залоги как настоящей, так и будущей жизни: настоящей – Адам, а будущей – Христос. Так как лучшие (блага) он поставляет в надеждах, то теперь доказывает, что начало их уже пришло, что корень и источник их уже явились. Если же корень и источник для всех очевидны, то не должно сомневаться и о плодах. Потому он и говорит: **«последний Адам в дух животворящ»**; и в другом месте: //«оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас»//. [[new:rim:08:11|(Рим.8:11)]]. Следовательно, животворить – дело Духа. Потом, чтобы кто не сказал: почему худшее прежде, и почему душевное сбылось все, а не в начатке только, духовное же только в начатке, – (апостол) выражает, что таков порядок того и другого. **«Но не прежде,** – говорит, – **духовное, но душевное, потом же духовное»** [[new:1kor:15:46|(1Кор.15:46)]]. Не говорит – почему, но довольствуется указанием на распоряжение Божие, имея свидетелем превосходства домостроительства Божия опыт событий и через то доказывая, что все с нами происходит к лучшему, а вместе с тем придает еще более достоверности словам своим. Если сбылось худшее, то тем более надобно ожидать лучшего. //**Гомилия 41 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Тако и писано есть: бысть первый человек Адам в душу живу, последний Адам в дух животворящ** Что Адам бысть в душу живу, это написано в книге Бытия 2, 7,– а что Господь Спаситель бысть в дух животворящ, этого нигде не написано слово в слово так. Посему святой Павел или говорит это от себя, прилагая к сказанному в Писании, без обозначения, где кончилось слово Писания и где началось его собственное: для нас и в таком случае это будет слово Божие; или он совмещает в этом слове смысл многих изречений Писания о грядущем Избавителе, яко преизобильнейшем помазаннике от Духа,– как то: //помаза тя, Боже, Бог Твой елеем радости (символ Духа) паче причастник твоих// [[old:ps:044:08|(Пс. 44, 8)]]; еще: //почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума//, и проч. [[old:is:11:02|(Ис. 11, 2–3)]]; также: //Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя//, и проч. [[old:is:61:01|(Ис. 61, 1)]]. И о рождении Его сказано: //Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя// [[new:lk:01:35|(Лк. 1, 35)]]; и во время крещения сошел на Него Дух в виде голубине. Или, как говорит святой Златоуст и все наши, он взял это из события: таким явился Господь, что о Нем надлежало сказать, что Он бысть в дух животворящ. Вот слова святого Златоуста: «Первое (то есть бысть Адам в душу живу) действительно написано, а последнего не написано; как же Апостол сказал: **писано есть**? – Он вывел это из событий, как и часто делает. Так обыкновенно поступают и пророки; например, пророк сказал, что //Иерусалим наречется град истинный// [[old:zah:08:03|(Зах. 8, 3)]]; однако он не назывался так. Что же? Неужели пророк сказал неправду? – Нет, он говорит о названии посредством событий. Так же: Христос //наречется Эммануил// [[old:is:07:14|(Ис. 7, 14)]]; и однако же он не назывался так; но дела дают Ему это название. Так и здесь». Но какая мысль у Апостола в сих словах? – Он указывает на два периода бытия человечества, представителями коих служит душевный Адам первый и животворимый Духом Христос – Адам второй. Свойство того и другого периода означает после, а здесь только указывает на представителей, как бы так: бысть Адам в душу живу,– вот тебе человек душевный, и тело душевное, а второй Адам – в дух животворящ,– вот тебе человек, животворимый Духом, и тело духовное. Вникни, что значит тот и другой, и поймешь, что есть тело душевное, и что духовное, и почему в будущем веке уместно быть только телу с последним свойством, то есть духовному. Фотий у Экумения пишет: «Не колеблись, говорит, в вере, что нынешние душевные тела наши тогда соделаются духовными. Имеем уже тому доказательства. Адам имел душевное тело, а Христос имел тело духовное, бывшее приятелищем всей полноты Святого Духа. Это показывает пребывший на Нем голубь. Ибо поколику Иисус Христос есть и познается человеком, Он есть вместилище Духа, хотя Дух с Ним, поколику Он есть и познается Богом, пребывает в едином Божеском существе». То же говорит и святой Златоуст: «Апостол сказал это для того, дабы ты знал, что уже знамения и залоги как настоящей, так и будущей жизни: настоящей – Адам и будущей – Христос. Так как лучшие блага он поставляет в будущем, то теперь доказывает, что начало их уже пришло, что корень и источник их уже явились. Если же корень и источник для всех очевидны, то не должно сомневаться и о плодах. Посему он и говорит: последний Адам в дух животворящ; и в другом месте: //оживотворит и мертвенная телеса ваша живущим Духом Его в нас// [[new:rim:08:11|(Рим. 8, 11)]]». Настоящую мысль Апостола определенно представить очень трудно. Но очевидно, что, по нему, в лице Христа Спасителя человечество начинает новую жизнь не душевно только, но и телесно, так как это явилось и в Нем самом. Когда явился Господь Иисус Христос, все люди были, по первому Адаму, душевны. Он первый бысть в Дух животворящ. Но Он чрез воскресение и вознесение на небо стал Главою нового человечества, от Него рождаемого. Характеристическая черта сего нового человечества есть духовность,– то, что оно носит в себе Духа Божия; Сей Дух есть залог будущего оживления и тела, которое явится тогда одуховленным. Духовные тела готовятся в области душевного Адама; явятся же в духовной славе в свое время. Надлежит совсем прекратиться сему душевному периоду. Прежде качествовала в человечестве одна душевность; от Христа Спасителя из душевного, благодатию Духа, образуется человечество духовное; во второе Его пришествие душевность престанет, воссияет духовность. Всему свое время! //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блаж. Августин ===== **Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий** Первый человек Адам сотворен был душою живою... О животных же сказано: //да произведет земля душу живую// [[old:gen:01:24|(Быт. 1:24)]]. Понятно, что о теле говорится, что оно подобно другим животным, потому что подвержено тлению смерти. Оно каждый день обновляется пищей, но когда жизнь обрывается, разлагается. Тело же духовное, которое уже с Духом, бессмертно. //**Послания.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий** Первое точно написано ([[old:gen:02:07|Быт. 2:7]]), а второе не написано; но поскольку оно случилось по связи событий, то говорит, что написано. Подобно и пророк ([[old:zah:08:03|Зах. 8:3]]) сказал об Иерусалиме, что он назовется городом правды; но он буквально не был так назван. Евангелие назвало Господа Эммануилом ([[new:mf:01:23|Мф. 1:23]]); однако Он не назывался так, но дела дают Ему такое название. Итак, первый Адам был человек душевный, то есть имел тело, управляемое душевными силами; а последний Адам, Господь, **дух животворящий**. Не сказал: "в Духе живущий", но выразил нечто большее: **животворящий**. Ибо Господь имел Духа Святого, существенно соприсущего Ему; Им Он оживлял Свою плоть; Им же и нам даровал нетление. Итак, в первом Адаме мы получили залог настоящей тленной жизни, а во Христе - будущей. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Экумений ===== **Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий** Христос обладал **духовным телом**, полностью приняв присутствие Святого Духа. И об этом свидетельствует //голубь, пребывающий на Нем// [[new:in:01:32|(Ин. 1:32)]]. Ведь потому, что Господь есть и мыслится человеком, Он обладал действием Утешителя, а не потому, что Он есть и мыслится Богом. И заметь, что **дух** есть **животворящий**. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий** Апостол подтверждает существование двоякого тела ссылкою на Св. Писание. - //Так и написано.// Эти слова относятся только к первой половине стиха. - //Стал душею живущею// [[old:gen:02:07|(Быт II:7)]]. Речь идет о творении человека. Человек стал, сделался человеком или одушевленным существом, после того как в его тело, созданное из праха земного, Бог вдунул дыхание жизни. Этими словами Ап. определяет границу, за которую никогда не мог переступить первый человек. Граница эта обозначена выражением// душа живущая// (ψυχή ζω̃σα). По-видимому, это определение, данное человеку, приравнивает его с животными, которые также называются у Моисея //душами живущими// [[old:gen:01:20|(Быт I:20,]] [[old:gen:01:24|24).]] Но на самом деле, по отношению к человеку, этот термин заключает в себе несравненно большее, чем в приложения его к животным. И по книге Бытия, первозданный человек безмерно возвышался над животными своим разумом, свободною волею и сердцем. Затем известно, что первозданный человек входил в непосредственное общение с Богом, а это относится к деятельности уже высшего начала человеческого существа - духа. Если Моисей не приписывает прямо человеку духа, то этим показывает, что и тем, что человек сделался //душею живущею//, цель первого творения была достигнута. Дух, как руководящий принцип человеческого существа, должен был выступить на деятельность в более позднюю эпоху. Первозданный человек, по Ап. Павлу, проходил только первоначальную стадию существования и деятельности. - //Последний Адам.// Так называет Ап. Христа как Главу человечества, после Которого уже не будет ни какой новой главы. - //Есть дух животворящий.// Это - состояние человеческое, противоположное другому человеческому состоянию - //души живущей.// Дух назван здесь животворящим не потому, что он сообщает духовную жизнь, (как у [[new:in:04:14|Иоанна IV:14]]), а как оживляющий тело, служащее ему органом. И душа оживляет тело и движет им, а дух делает больше - он делает его живым, сообщая ему новые силы и юность. Но к какому пункту из жизни Христа нужно относить исполнение этого изречения? Лучше полагать, что Христос стал //духом животворящим// постепенно - начиная с Своего чудесного рождения и оканчивая чудесным вознесением на небо, когда Его тело стало вполне //духовным//. Но в полном смысле Христос явит Свою животворящую духовную деятельность в то время, когда прославит тела верующих в Него и сделает их подобными Его собственному телу (ср. [[new:fil:03:21|Флп III:21]]). См. также Толкование на [[new:1kor:15:35#lopuxin_ap|1 Кор. 15:35]] [<10>]