[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 15:50 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления** См. Толкование на [[new:1kor:15:47#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 15:47]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления** **Плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут**: и потому для спасения необходимо освободиться не только от влияния плоти, или грубых страстей, но и от влияния крови, посредством которой страсти действуют на душу утонченно. //**Приношение современному монашеству (Глава 1).**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Сие же глаголю, братие, яко плоть и кровь царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует** «Плотию и кровию называет Апостол природу смертную. А ей, пока она смертна, невозможно улучить небесного царства. Сие-то и присовокупил Апостол: **ниже тление нетления наследствует**. Но явно, что, сделавшись нетленною, насладится обетованных благ» (Феодорит). Так же судит и Фотий у Экумения. //Сие же глаголю//,– все это, начиная с [[new:1kor:15:45|45]] стиха, я говорил вам для того, чтоб убедить вас, что **плоть и кровь**,– это тело наше, в том виде, как оно теперь есть – грубое, многостихийное, грузное, и всегда готовое распасться, негоже для царствия Божия. Если предназначено ему участвовать в сем царствии, то оно наследовать его иначе не может, как претворено будучи. Тленное должно быть отдано тлению. Наследники нетленного царства должны облещися в нетление, ибо тление нетления не наследует. Не то хочет он сказать, что все воскресшие в нетленном теле непременно и царство наследуют, но что без воскресения и облечения в нетление, хотя бы и свят кто был, царствия, как оно устроено, не увидит. Он смотрит на человека целостного – в полном составе. Душа одна – не человек; тело же, как оно теперь есть, грубо и негоже для царствия. Ему и положено истлеть; вместо его дастся нетленное тело. Для сего был новый Адам, который воскрес и положил основание воскресению всех. Воскресением своим Он дал возможность быть наследниками нетленного царства Его. Участие в наследии подлежит другим условиям; но не будь воскресения в нетлении, исполнение этих условий не ввело бы в наследие его. Надобно облещись в нетленное тело и тогда войти в царство, если достоин того. Так оно устроено, что иначе сему быть нельзя, хотя устроено тоже сообразно с природою человеческою. По ходу речи Апостола может родиться мысль, что кто не присвоился новому Адаму, небесному, тот не будет иметь участия и в нетлении. Надо поиметь в мысли, что Апостол берет человечество в целом его составе и в его предназначении: оно все предназначено к перерождению в Господе Иисусе Христе. Для того и сила воскресения Христова такова, что в Нем воскрешено уже все человечество. Это уже всем принадлежит, к славе ли кто воскреснет, или не к славе. Сила воскресения Христова и не может быть инакова: ибо воскресший есть Бог. Божеское нельзя ограничить каким-либо пределом времени или места. Воскресение Христово имеет всемирное значение и ввело чин бытия, на все простирающийся. Во всем этом отделении, стихи [[new:1kor:15:45|45–50]], святой Павел рассуждает догматически, как выражается блаженный Фотий. Но вне контекста, все эти места, особенно же последние тексты: **плоть и кровь царствия Божия наследити не могут**, и: //да облечемся во образ небеснаго//, также: //яков небесный, тацы же и небеснии//,– могут быть принимаемы в смысле нравственных уроков, как принимались всегда и доселе принимаются. Святой Златоуст в этом смысле и толкует их; Фотий и Мефодий у Экумения параллельно проводят и догматические мысли, и нравственные уроки. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления** **Нетлением** он назвал ведение мира горнего, **тлением** же, **плотью** и **кровью** растлевающие страсти души и тела, которые находятся в плотском уме. Чистоту [назвал] **Царством Божиим**, [и также она есть] высшее и умное созерцание благодатных движений живых сияний, ведь только чистым душам можно войти. Посредством нетленных движений [ума] они поднимаются над тлением, плотью и кровью. //**Слова подвижнические.**// ---- См. Толкование на [[new:ef:04:22#prp_isaak_sirin|Еф. 4:22]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления** //Что означают слова Апостола: **Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия**?// **Плоть** — это вожделение, а **кровь** — это гнев. Разумеется, кто от этого не очистился, тот не может наследовать Царствия Божия. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления** Сказано: **«плоть и кровь царствия Божия не наследят»** [[new:1kor:15:50|(1 Кор. 15:50)]]. То есть плотские по нравам люди извергнуты будут из царствия. //«Вы же, – сказано о верных и духовных, – несте во плоти, но в дусе»// [[new:rim:08:09|(Рим. 8:9)]]. **//Письма на разные темы. Трибуну Софронию.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия** Хочешь ли доказать самым ясным образом истину нашего воскресения из мертвых и образ воскресения – читай 15-ю главу Первого послания апостола Павла к Коринфянам, 50-й стих. **Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.** Царство Божие совсем отлично от царства человеческого, земного. Как Бог есть Дух, то и царство Его совершенно духовное, и подданные этого царства – тоже существа духовные. Плоть и кровь, вообще все тленное, не может иметь места в этом царстве. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия** Поскольку сказал: **образ перстного**, то как бы в объяснение его говорит, что образ перстного суть **плоть и кровь**, то есть дела плотские и свойственные тучности тела, которые не могут наследовать Царствия Божия. **И тление не наследует нетления** То есть злоба, растлевающая благородство души, не может наследовать оной славы и нетленных благ. Можешь принимать и так, что все это сказано не об образе жизни, но о воскресении. Например, слова **плоть и кровь** значат: в будущем веке будет наслаждаться царством не нынешнее тело, состоящее из плоти и крови. Ибо там нет пищи и питья, которыми питается нынешнее тело. **И тление**, то есть тленное тело не наследует нетленного. Посему необходимо нашему телу сделаться духовным и нетленным. Впрочем, знай, что Златоуст принимал эти слова апостола за увещание к лучшей жизни. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления** Не будем отвергать плоть, но станем презирать дела плоти. Не будем отвергать плоть, которая с Христом будет править на небе. **Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия** - не кровь и плоть, но дела плоти. //**Трактат на Псалмы (Пс. 143).**// ===== Севериан Габальский ===== **Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления** Многие еретики приводят эти слова [как аргумент] против воскресения от большого неразумия. Ведь апостол не сказал, что плоть и кровь не воскресают, но сказал, что они **не наследуют Царства Божия**. Он исключил [для них] Царство Сына Божия, а не благодать воскресения. Итак, вот что он говорит: «плоть, будучи плотью, не наследует [Царства Божия], и кровь, будучи кровью, не наследует». Ибо до тех пор пока плоть есть плоть, она тленна, а тогда, облачившись в нетление плоти и оставив немощь, она становится чем-то иным, то есть нетленной. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления** Под **плотью** апостол имеет в виду вероломство, позорную кровь и распутную жизнь, которую порождает страсть от горячей крови. Говорит так, чтобы показать, что не только неверующий не получит достойного воскресения, но и тот, кто угождает желаниям и грехам плоти. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления** Этот стих представляет собою переход к следующему отделу. //Плоть и кровь//, т. е. наш нынешний телесный организм, не могут остаться не измененными, когда верующие должны будут вступить в славное царство Христово. - //Тление// - это те же //плоть и кровь//, но как бы уже тронутые тлением. См. также Толкование на [[new:1kor:15:35#lopuxin_ap|1 Кор. 15:35]] [<10>]