[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 16:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 **При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду** Окончив учение о догматах и намереваясь излагать учение нравственное, (Павел) оставляет все прочее и переходит к главнейшему из благ, именно говорит о милостыне. Сказав об этом одном предмете, он оканчивает (речь) между тем в других посланиях нигде не делает этого, но заключает их беседой и о милостыне, и о воздержании, и о кротости, и о долготерпении, и о всех прочих добродетелях. Почему же здесь он занимается одной только частью нравоучения? Потому, что и в прежде сказанном было весьма много нравственного, именно в том, чем он наказывал блудника, чем вразумлял судившихся у внешних (язычников), чем приводил в страх преданных пьянству и чревоугодию, чем обличал возмутителей, состязателей и властолюбцев, чем угрожал предать нестерпимому наказанию недостойно приступающих к таинствам, чем объяснял вечерю любви. Потому теперь он упоминает об одном только том, что особенно нужно было, т. е. о пособии святым. И посмотри на мудрость его: он беседует об этом уже тогда, когда убедил их в истине воскресения и возбудил ревность. Правда, он беседовал с ними об этом и прежде, когда говорил: //«если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?»// и еще: //«кто, насадив виноград, не ест плодов его?»// [[new:1kor:09:11|(1Кор.9:11, 7)]]. Но так как он знал величие предлагаемой добродетели, то не оставляет сказать о ней и в конце послания. Милостынею он называет сбор для того, чтобы тотчас же с самого начала представить это дело легким, потому что если она должна собираться со всех, то такое установление для каждого становится легким. Впрочем, начав говорить о сборе, он не тотчас сказал: **«каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает»**, хотя это и следовало; но наперед сказал: **«как я установил в церквах Галатийских»**, а потом присовокупил и то; указанием на совершаемое другими он возбуждает их к соревнованию, предлагая им это в виде повествования. Так он поступил и в послании к Римлянам, где, объясняя им причину своего отправления в Иерусалим, говорит между прочим и о милостыне: //«а теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме»// [[new:rim:15:25|(Рим.15:25–26)]]. Одних побуждает примером македонян и коринфян, а других – примером галатийцев: **«поступайте так, как я установил,** – говорит, – **в церквах Галатийских»**; им стыдно было бы оказаться ниже галатийцев. Не сказал: я убеждал и советовал, но: **«установил»**, чем выражается большая власть; привел в пример не один город, не два и не три, но целый народ, как делал он и в отношении к догматам: //«так,// – говорит, – //во всех церквах у святых»// [[new:1kor:14:33|(1Кор.14:33)]]; если же такое убеждение сильно для веры в догматы, то еще сильнее для подражания в делах. Что же, скажи мне, устроил ты? **«В первый день недели»**, т. е. в день воскресный, **«каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду»** [[new:1kor:16:02|(1Кор.16:2)]]. Смотри, как он убеждает их самим временем: этот день сам по себе достаточно располагает к милостыне. Вспомните, говорит, чего вы сподобились в этот день: неизреченные блага, корень и источник нашей жизни получили начало в этот день, и не поэтому только это время располагает к человеколюбию, но и потому, что оно доставляет отдых и свободу от трудов; душа, облегченная от бремени трудов, бывает удобопреклоннее и способнее к милосердию. Кроме того, и причащение в этот день страшных и бессмертных таин производит великую готовность (к подаянию). Итак, в этот день, **«каждый из вас»**, не только тот или другой, но **«каждый»**, беден ли он или богат, жена или муж, раб или свободный, **«да полагает у себе сохраняя»**. Не сказал: пусть приносит в церковь, чтобы им не стыдно было приносить малое, но – пусть, сберегая мало-помалу, увеличивает приношение, и потом покажет его, когда я приду; а до того времени, говорит, отлагай у себя, и дом свой делай церковью, ковчегом, сокровищницей; будь стражем священного имущества, самопоставленным домоправителем бедных; человеколюбие дает тебе это священное право. Знаком этого остается и доныне сосудохранительница. **«Каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние»**. Смотри опять, как это не трудно. Не сказал: столько-то или столько-то, но: **«сколько позволит ему состояние»**, много ли, мало ли. Не сказал также: сколько кто приобретет, но: **«сколько позволит ему состояние»**, выражая, что приобретение – от Бога. И не этим только способом он делает совет свой удобоисполнимым, но и тем, что не повелевает вносить все в одно время, так как если собирать мало-помалу, то служение и расход делаются нечувствительными. Потому он и повелевает не тотчас принести, но назначает продолжительный срок и приводит причину: **«чтобы не делать сборов, когда я приду»**, говорит, тогда собрания бывают, т. е. чтобы не делать сборов тогда, когда наступит время взноса. И не без цели предлагает им такое внушение: ожидание Павла должно было возбуждать в них более усердия. //**Гомилия 43 на 1-е послание к Коринфянам.**// ---- Для чего он это делает? И притом упоминает не об одном, не о двух и не о трех городах, но о целом народе? Для того, чтобы коринфяне оказали бóльшую готовность, и похвала другим возбудила в них ревность. **//Беседа о милостыне.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **О милостыни же, яже ко святым, якоже устроих церквам Галатийским, тако и вы сотворяйте** Эта милостыня собиралась на иерусалимлян, которые больше всех в начале подвергались лишениям, утеснениям и гонениям. Известен неумолимый фанатизм евреев. Со времени гонения по убиении Стефана первомученика нападения на христиан там не прекращались, и они были тем горше, что совершались по своеволию народа. Святой Павел о собрании на них милостыни получил заповедь от Апостолов, не между прочим, а как первое дело, которое он и старался исполнять со всем усердием.– //Святыми// названы иерусалимские христиане все, а не особые какие между ними лица. Так обычно именует Апостол христиан, яко освященных благодатию Святого Духа и обет святости давших, и ревнующих о ней. В Галатийских церквах Апостол сделал распоряжение о собрании означенным образом милостыни, во время пребывания своего у них, а не в послании, где об этом не поминается. Помянул об этом Апостол, чтоб раздражить соревнование в коринфянах. Святой Златоуст говорит на это: «//милостынею//, λογια, он назвал сбор (на бедных) для того, чтобы тотчас же с самого начала представить это дело легким, ибо, если она должна собираться со всех, то такое установление для каждого становится легким. Указанием на совершаемое другими (галатийцами) он возбуждает их к соревнованию, предлагая им это в виде повествования. Так он поступил и в послании к Римлянам, где, объясняя им причину своего отправления в Иерусалим, говорит между прочим и о милостыне: //Ныне же гряду в Иерусалим, служай святым. Благоволиша бо Македония и Ахаиа общение некое сотворити к нищим святым// [[new:rim:15:25|(Рим. 15, 25–26)]]. Тех располагает к милостыне примером македонян и коринфян (здесь, в послании к Римлянам, он поминает о милостыне, собранной по распоряжению, о коем речь), а этих – примером галатийцев. Им стыдно было оказаться ниже галатийцев.– //Якоже устроих в церквах Галатийских//. Не сказал: я убеждал, или советовал, но //устроих//, чем выражается большая власть; привел в пример не один город, не два и не три, но целый народ, как делал он и в отношении к догматам: яко, говорит, //во всех церквах святых// [[new:1kor:14:33|(1 Кор. 14, 33)]], ибо если такое убеждение сильно для веры в догматы, то еще сильнее в отношении к делам. Что же, скажи мне, устроил ты?» //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских** **О сборе же**, который бывает **на святых, как распорядился я в церквах Галатии, так и вы делайте**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **При сборе же (περί δε της λογίας) для святых поступайте так, как я установил (διέταξα) в церквах Галатийских** Окончив догматическое учение, перешел к главе добродетелей - милостыне. Милостыней называют сбор для того, чтобы облегчить дело в самом его начале. Ибо что было собираемо от многих, то для каждого было легко. Потом побуждает их к соревнованию, повествуя о том, что совершено было другими, как, говорит, сделали галаты. Не сказал: я предложил, но: //установил//, - что означает большую власть, - дабы ты знал, что это - установление царское, и не пренебрегал этим делом. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-4 **При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут** Ап. дает распоряжение о собирании пожертвований в пользу иерусалимских христиан. //Сбор для святых// или христиан иерусалимских (может быть Ап. здесь называет иерусалимских христиан просто святыми в виду того особого значения, какое имела Церковь Иерусалимская среди других Церквей ср. [[new:2kor:08:04|2 Кор. VIII:4]]; [[new:2kor:09:01|IX:1, 12]]) производился в виду того, что иерусалимские христиане более нуждались в помощи, чем другие. Известно, что отступникам от веры отцов, - а таковыми оказывались в Иерусалиме ученики Христовы - всегда трудно живется, трудно достается работа (ср. [[new:iak:02:06|Иак II:6]]; [[new:iak:05:01|V:1-6]]). И вот, раз на соборе апостольском Павел дал слово заботиться о бедных иерусалимских христианах [[new:gal:02:10|(Гал II:10;]] [[new:act:11:27|Деян XI:27-30]]), то он считал своим долгом располагать коринфян к сбору подаяний на бедных христиан иерусалимских. -// В первый день недели.// т. е. в каждый первый день по истечении недели или после субботы. Это был день воскресный или день Господень. Отсюда видно, что этот день праздновался еще при Апостолах (ср. [[new:act:20:07|Деян XX:7]]). - //С письмами//, т. е. с рекомендательным письмом в Иерусалим (множ. число επιστολαί имеет значение латинского litterae = письмо). //Если прилично будет//. Ап. имеет, вероятно, в виду сумму пожертвований. Если пожертвований будет очень много, то, может быть, понадобится его личное участие в их распределении. [<10>]