[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 16:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 13-15 **Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью. Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым)** Далее, внушая, что они должны полагать надежду спасения не в учителях, а в себе самих, он говорит: **«бодрствуйте, стойте в вере»** [[new:1kor:16:13|(1Кор.16:13)]], не в мудрости внешней, – потому что в ней невозможно стоять твердо, не колеблясь, – а в вере, в которой можно стоять твердо. **«Будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью»** [[new:1kor:16:13|(1Кор.16:13–14)]]. В этих словах он, по-видимому, предлагает увещание, а между тем укоряет их за беспечность; и потому говорит им: **«бодрствуйте»**, как спящим, **«стойте»**, как колеблющимся, **«будьте мужественны, тверды»**, как малодушным, **«все у вас да будет с любовью»**, как не имеющим взаимного согласия; одно направлено против обольстителей: **«бодрствуйте, стойте»**: другое против оскорбителей: **«будьте мужественны»**; третье против возбуждающих несогласие и распри: **«все у вас да будет с любовью»**, – любовью, которая есть союз совершенства, корень и источник благ. Что же значит: **«все у вас да будет с любовью»**? Обличает ли кто, начальствует ли кто, или повинуется, учится ли кто, или учит, все (должно быть) с любовью, потому что и все упомянутое (зло) произошло от пренебрежения ею. Если бы (любовь) не была пренебрегаема, то они не гордились бы и не говорили бы: //««я Павлов»; «я Аполлосов»»// [[new:1kor:01:12|(1Кор.1:12)]]; если бы она была между ними, то они не судились бы у внешних (язычников), или лучше, не судились бы вовсе; если бы она была между ними, то (блудник) не жил бы с женой своего отца, они не презирали бы немощных братий, не имели бы разделений, не тщеславились бы духовными дарованиями. Потому он и говорит: **«все у вас да будет с любовью. Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым)»** [[new:1kor:16:14|(1Кор.16:14–15)]]. Еще в начале послания он упомянул об этом, когда сказал: //«крестил я также Стефанов дом»// [[new:1kor:01:16|(1Кор.1:16)]], и теперь называет его начатком не только Коринфа, но и всей Греции. Немаловажная честь – первым приступить ко Христу. Потому и в послании к Римлянам, похваляя за это некоторых, он сказал: //«прежде меня еще уверовавших во Христа»// [[new:rim:16:07|(Рим.16:7)]]. Не сказал здесь: первые уверовали, но: **«есть начаток»**, выражая, что вместе с верой они показали и прекрасную жизнь, как ее плод, и оказались достойными во всех отношениях. Подлинно, начаток должен быть лучше прочего, чего он есть начаток, – это Павел и засвидетельствовал об них таким выражением. Они, как я сказал, не только искренне уверовали, но и на деле показали великое благочестие, высокую добродетель и ревность в делах милосердия. И не только этим он доказывает их благоговение, но и тем, что весь дом был исполнен благочестия. А как они были ревностны в добрых делах, это (апостол) показывает в дальнейших словах: **«они посвятили себя на служение святым»**. Слышите ли, какую он воздает похвалу страннолюбию? Не сказал: служат, но: **«и что они посвятили себя на служение святым»**; такую жизнь они избрали себе навсегда, об этом заботятся. //**Гомилия 44 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 13-14 **Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся. Вся вам любовию да бывают** Что напоминает? – Бодренность, стойкость в вере, мужество, крепость и взаимную любовь. Можно прибавить: яко сие всяк христианин. Бодрствующий смотрит во все стороны и сторожит, чтоб не напал начаянно враг. Когда враг подходит и хочет сбить бодрствующего с позиции, он стоит на своем месте, не поддаваясь. Позиция христиан – вера, во всеобъемлющем ее значении. Враг усиливает нападения; ему противостоят мужественно; в мужестве же крепятся. Чем? – Взаимною любовию. Все составляют одно тело, плотно скрепленное. В немногих словах Апостол сказал им и напомнил очень многое. «По видимому он предлагает увещание, а между тем укоряет их за беспечность, и потому говорит им: **бодрствуйте**, как спящим, **стойте**, как колеблющимся, **мужайтеся, утверждайтеся**, как малодушным, **вся вам любовию да бывают**, как не имеющим взаимного согласия. Одно направлено против обольстителей, именно: **бодрствуйте, стойте**; другое – против оскорбителей, именно: **мужайтеся**; третье – против возбуждающих несогласия и распри, именно: **вся вам любовию да бывают**, которая есть союз совершенства, корень и источник благ. Что же значит: **вся любовию да бывают**? Обличает ли кто, начальствует ли кто или служит, учит ли кто или учится, все должно быть с любовию, ибо и все упомянутое зло (у коринфян) произошло от пренебрежения любви. Если бы любовь не была пренебрегаема, то они не гордились бы и не говорили: //аз убо Павлов, аз же Аполлосов// [[new:1kor:01:12|(1 Кор. 1, 12)]]; если б она была между ними, то они не судились бы у внешних (язычников), или, лучше, не судились бы вовсе; если бы она была между ними, то блудник не жил бы с женою своего отца, то они не презирали бы немощных братий, не имели бы разделений, не тщеславились бы духовными дарованиями. Посему-то и говорит им Апостол: **вся вам любовию да бывают**» (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Бодрствуйте** К концу послания опять убеждает; показывает, что не должно надеяться только на учителей, но и самим себе внимать. **Бодрствуйте**, так как есть обольстители. Сказал это потому, что они как бы спали. **Стойте в вере** А не во внешней мудрости; ибо в ней можно не утвердиться, а кружиться. Сказал это потому, что они колебались. **Будьте мужественны, тверды** Так как есть наветники. Сказал это потому, что они расслабели духом. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Дидим Слепец ===== **Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды** Слова: **стойте в вере**, за которыми следует: **будьте мужественны и тверды**, [обращены к каждому из нас] как к подвижнику и воину Христову, творящему все с любовью к Богу и ближнему. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды** **Бодрствовать** призывает, чтобы противник не застал врасплох коринфян в их **вере**. **Мужество** требуется для устояния в той вере, которая им была передана, а не инфантильность незрелых, которые того не ведают, чему следуют. **Твердость** же проявляется и в равном достоинстве слова и дела, поскольку правильная речь и добрые дела делают совершенными. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды** **Бодрствуйте**. Бойтесь беспечности и нерадения. Будьте всегда внимательны к себе, чтобы вам не потерпеть вреда на пути спасения ни от лжеучителей, ни от худых примеров. Выше Апостол написал такое наставление: //мняйся стояти, да блюдется, да не падет// [[new:1kor:10:12|(1 Кор. 10:12)]]. Также: //не льститеся: тлят обычаи благи беседы злы// [[new:1kor:15:33|(15, 33)]]. **Бодрствуйте**: понятие бодрствования взято от воинов, стоящих на часах, или от стражей, обязанных не спать и наблюдать, чтобы неприятели или воры во время их сна не сделали неожиданного нападения или похищения. **Стойте в вере**. Будьте постоянны и тверды в той вере, которую вы приняли от меня, говорит Апостол; ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос [[new:1kor:03:11|(1 Кор. 3:11)]]. Удаляйтесь лжеучителей, удаляйтесь общения с идолопоклонниками, которых худые обычаи могут развращать ваши добрые нравы [[new:1kor:15:33|(1 Кор. 15:33)]]. **Будьте мужественны, тверды**. Мужественно и непоколебимо стойте против искушений и всяких опасностей, ни злословия, ни посмеяния, ни гонения, ни какие скорби, ни самая смерть – да не колеблет вашего мужества и твердости в сохранении преданной вам веры и в неизменном последовании заповедям Христовым. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-18 **Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью. Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых** Ап. дает здесь несколько наставлений общего и частного характера. - //Семейство Стефаново// - см. [[new:1kor:01:16|I:16]]. - //Начаток Ахаии// - т. е. крещено самим Павлом при самом вступлении его на почву Ахаии или Греции. - //Содействующему// т. е. помогающему таким деятелям как Стефанос. - //Трудящемуся// (κοπια̃ν) - указывает на тяжелый труд (ср.[[new:gal:04:11| Гал IV:11]]; [[new:rim:16:06|Рим XVI:6]]) - //Они, мой и ваш дух успокоили.// Они рассеяли недоразумения, какие Ап. имел относительно коринфян, разъяснили ему поведение коринфян, смущавшее Апостола Павла. Кроме того Ап. видит уже, как они, прибыв в Коринф, успокаивают и коринфян своими сообщениями об Ап. Павле и его отношении к коринфянам. [<10>]