[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 2:4 ====== ===== Блж. Августин ===== Ст. 4-5 **Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом** Итак, ГОСПОДЬ воздаст своим верным, делающим это дело столь благочестиво, столь радушно, столь благоговейно, что Он им тоже находит применение при возведении Своего строения, куда спешат они - **камни живые**, верой воспитанные, надеждой укрепленные, любовью сплоченные. //**Проповеди.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 4-5 **Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом** Вот как [апостол] называет путь привлекаемых к созиданию Церкви Божией. Ведь посредством сращенности [в одно Тело] и согласия друг с другом, посредством единомыслия и единства в слове, общности ума и воли, [верные] созидаются в один **дом** Божий. //**Фрагменты.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному** См. Толкование на [[new:1pet:02:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Пет. 2:1]] ===== Ориген ===== Ст. 4-5 **Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом** И даже если кто из этой жизни уйдет менее наученным, однако понесет похвальные дела, - он может быть наставленным в том Иерусалиме, граде святых, То есть быть наученным и образованным и сделаться **камнем живым**, камнем **драгоценным** и **избранным**, за то, что мужественно и стойко претерпел испытания жизни и состязания благочестия. //**О началах.**// ---- От Петра узнаем, что Церковь есть тело и **дом** Божий, построенный из **камней живых**, **дом духовный**, [построенный] в **святое священство**. //**Комментарии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 4-5 **Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом** Храм, который Он воздвиг, - это Его кафолическая Церковь, которую Он из верующих по всей земле словно из **живых камней** сооружает, соединяя их в единстве Своей веры и любви. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Дидим Слепец ===== Ст. 4-5 **Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом** Те, кто обратились к Евангелию, возрожденные от нетленного семени, являются родом избранным и испытанным; в то же время они - поставленные камни живые, возведенные на живом камне, избранном и драгоценном, фундаменте апостолов и пророков, для завершения духовного дома для Бога, к Которому приводятся, более же приносятся, духовные жертвы. //**На 1-е послание Петра.**// ===== Иларий Арелатский ===== Ст. 4-5 **Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом** На фундаменте были возведены апостол и пророки и патриархи. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом** Переходя от наставлений отдельным христианам к речи о совершенствовании христианского общества в целом, Апостол представляет христианское общество под образом строящегося здания, **дома**. И здесь мысль Апостола, естественно первее всего останавливается на //краеугольном камне// здания христианского общества, или Церкви - Христе Спасителе, **Камне Живом** (ср. [[new:in:06:51|Ин 6:51]]). Еще св. проповедники Ветхого Завета - св. пророк Исаия [[old:is:28:16|(Ис. 28:16)]] и св. псалмопевец [[old:ps:117:22| (Пс 117:22)]] предвозвестили всемирное событие - положение Иеговою //краеугольного камня// на Сионе, //верующий// в который //не постыдится//, но //неверующие строители отвергнут// Его. Это пророчество толкуют о Христе Сам Спаситель [[new:mf:21:42|(Мф 21:42)]], Апостол Петр в речи пред Синедрионом [[new:act:04:11|(Деян 4:11)]] и Ап. Павел [[new:rim:09:33| (Рим 9:33)]]. Ложному суждению неверующих людей об этом камне, отвергших Его, противостоит единственно-истинное суждение Божие о нем, как камне **избранном** и **драгоценном** (ст. 5). На этом **камне** все христиане должны созидаться в **духовный дом** или храм, в котором они образуют **святое священство**, ierateuma agiov. Подобно тому как в Ветхом Завете Левитино священство нарочито было избрано Богом для предстояния Богу и принесения Ему жертв за себя и народ [[old:lev:16:01|(Лев 16:1;]] [[old:chis:09:13|Чис 9:13;]][[old:iez:40:46| Иез 40:46]]), хотя вместе с тем и весь народ, и отдельные его члены должны были впоследствии составить духовное священство и царство [[old:ish:19:05|(Исх 19:5-6),]] так еще в большей степени - в Новом Завете существует священство для совершения таинств, учения и управления в Церкви; но рядом с ним, не упраздняя его, существует всесвященство, духовное священство всех христиан, обязанных приносить Богу **духовные жертвы** - молитвы и хвалы Богу, самоотвержение, дела любви и милости и другие христианские подвиги [[new:rim:12:01|(Рим 12:1;]] [[new:evr:13:15|Евр 13:15-16;]] [[new:1in:03:16|1 Ин. 3:16]]; [[new:fil:04:18|Флп 4:18)]]. Апостол как бы так увещает христиан: "Теснее дружитесь между собою через единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и //краеугольный камень// - //Христос//. Достигнув единомыслия между собою, и устроивши из себя **духовный дом**, и приобретши **святое священство**, **приносите жертвы духовные**" (блаж. Феофил.). ===== Митр. Иларион (Алфеев) ===== Сам апостол Петр настаивает на том, что краеугольным камнем Церкви является Христос: **Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,** //и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены//. Эти слова Петра являются его собственной интерпретацией слов Иисуса, некогда обращенных к нему. Он подчеркивает, что краеугольным камнем, положенным в основание Церкви, является не он, Петр, а Христос. При этом Петр цитирует те же самые слова из Ветхого Завета ([[old:ps:117:22|Пс. 117:22]]-23), которые цитировал Иисус, завершая притчу о работниках в винограднике [[new:mf:21:42|(Мф. 21:42)]]. //**Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 1.**// [<10>]