[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 2:11 ====== ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу** Страннику и пришельцу неприлично на пути зазнаваться с теми предметами, какие встречают его во время его странничества: иначе выпустит из виду свою цель – отечество, в которое он идет, и собирание товара, который он, приобретая здесь посредством богодарованных ему талантов, должен беречь и принесть в свою отчизну. А плотские похоти лишают нас этого товара. Если же мир, лежащий во зле, станет порицать нас за то, что мы не делаем того, что он делает, и станет клеймить нас именем злодеев, не будем обращать на это внимания, а будем жить добродетельно; мир увидит свою несправедливость, глядя на нашу добрую жизнь, и рано или поздно прославит Бога за то, что Он являет в мире таких людей. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Августин ===== **Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу** Люди, принадлежащие к числу верных, занимают некое промежуточное положение; их не следует сравнивать ни с теми, кто не видит никакого иного блага, кроме как предаваться земным утехам, ни с высшими обитателями небес, у которых единственная радость - хлеб Божий, Которым они сотворены. Между этим народом небесным и народом земным в некотором смысле посредине находился апостол: туда он шел, отсюда отправлялся, туда стремился, отсюда поднимался. //**О пользе поста.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 11-12 **Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками** У учителей веры есть обычай к догматическому учению присовокуплять уроки нравственности. Так поступает теперь и святой апостол Петр. Он называет их **возлюбленными**, а не просто любезными, потому что они приятны ему во всех отношениях; ибо приятные в одном только каком-либо отношении называются любезными, а не возлюбленными. Говорит он, что **плотские похоти восстают на душу**, потому что, и по словам блаженного апостола Павла, //плоть желает противного духу// [[new:gal:05:17|(Гал. 5:17)]]. Ибо желания плоти вращаются около чувственных наслаждений и чрез то помрачают память и порабощают душу. **Дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения** Злословящими нас апостол называет язычников, а **днем посещения** - исследование по законам мира сего. Ибо когда они исследуют нашу жизнь и находят, что их понятие о нас противоречит действительности, то сами исправляются в постыдных делах своих и таким образом **прославляют Бога**. ===== Дидим Слепец ===== **Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу** Те, кто благодаря божественному правосудию были удостоены, чтобы их любили, по закону называются **возлюбленными** не потому, что были такими по природе, но потому, что заслужили быть такими. Следовательно, автор этого послания говорит: так как меня обязывает особая к вам любовь, умоляю и призываю, чтобы вы воздерживались от плотских желаний, которые воюют против души и имеют сильную враждебность к ней, так как субстанция души одна, а плоти - другая. Если та, нетленная и бессмертная, желает нетленного и бессмертного, эта же, поскольку она тленная и распадающаяся, желает того, что постыдное и вянущее. Итак, когда существует такое различие между плотью и душой людей, необходимо, чтобы и стремления каждой субстанции были противоположны. Потому что душа отличается от тела и родом, и по субстанции, ибо явно направлены в разные стороны их симпатии и раздор. Ведь когда душа избегает плотских страстей, то она сохраняется чистой и светлой, здорово и чисто думая и совершая достойные дела, имея память о благе, любя Бога и желая иметь знание о Нем. //**На 1-е послание Петра.**// ===== Иларий Арелатский===== **Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу** Теперь Петр основой Церкви полагает общее правило повседневного общения, и все части Церкви соединяет в согласии. ... Хотя порочное желание - это желание животное, однако оно называется плотским, потому что действует через плоть. Ради духовного размышляет об этой душе. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Монах Андрей ===== **Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу** Повсюду после догматического учения он вводит этическое. После того как он сказал о том, что блага существуют чрез Христа, он призывает к тому, что надлежит правильно жить. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-12 **Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения** "У учителей веры есть обычай к догматическому учению присовокуплять уроки нравственности. Так поступает теперь и блаженный Апостол Петр" (блаж. Феофил.). Ряд нравственных наставлений, показывающих, как христиане могут в своей жизни по началам христианским возвещать совершенства Божии [[new:1pet:02:09|(ст. 9)]], начинается общим правилом - **удаляться от плотских похотей** и **проводить добродетельную жизнь**, чем христиане лучше всего могли бы смягчить враждебное к себе отношение язычников, бывших склонными к перетолкованию и осуждению и учения, и жизни христиан. "Когда они (язычники) исследуют жизнь нашу и находят, что их понятие о нас противоречит действительности, то сами исправляются в постыдных делах своих и таким образом **прославляют Бога**" (блаж. Феофил.). **//Толковая Библия.//** [<10>]