[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 3:8 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 8-9 **Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение** Связь с предыдущим наставлением такая: наконец, или сказать кратко, будьте все единомысленны и проч., зная, что вы к тому призваны, чтобы благословлять всех. Ибо и Павел говорит: //благословляйте гонителей ваших// [[new:rim:12:14|(Рим. 12, 14)]]. Поступая таким образом, вы от всех будете слышать наименование вас //благословляющими// [[old:ps:036:20|(Пс. 36, 20)]]. Ибо Жаждущему вечной жизни не следует никого злословить языком. Посему и Давид тех, которые сильно желают достигнуть истинной жизни, убеждает //удерживать язык от зла//[[old:ps:033:14| (Пс. 33, 14)]]. Когда вы так устроите себя, то Всемогущий будет к вам милостив. А в таком случае кто может сделать вам зло? Но если вам и при делании добра и ревности по нем будет нанесено оскорбление, то не горюйте, но радуйтесь, во-первых, потому, что это не зло, а во-вторых, потому, что вы чрез это блаженны. Посему святите в сердцах ваших Бога, а страха человеческого не бойтесь, и не смущайтесь. Иначе. Окончив частные наставления, касающаяся мужей и жен, обобщает убеждение ко всем, мужьям и женам, и говорит: **наконец**. К чему частные наставления? Говорю всем вообще. Ибо это конец, у всех одна цель - спасение, у всех один закон - любовь. Отсюда рождается всякая добродетель, смиренномудрие, сострадание, милосердие, и проч. Из них //единомыслие// есть совершенное согласие в чем-нибудь. //Сострадание// - сожаление к страждущим такое же, как и к самим себе. //Братолюбие// - расположение к ближним такое, какое должно быть к братьям. //Милосердие// - душевное стремление к благотворению однородным. //Дружелюбие// - кротость со всеми, как со знакомыми и друзьями. //Смирение// или //смиренномудрие// - перенесение хулы от другого, сознание своей греховности, перенесение обвинений, что можно бы назвать благомыслием. Сими-то добродетелями украшайтесь; при чем не поддавайтесь злобе (ругательство есть происходящая от дурной привычки наклонность к злословию), но ревнуйте по добре, проводя жизнь святую и совершенную. Ибо благословляемый всеми есть и ревнитель. //**Толкование на Первое послание апостола Петра.**// ===== Экумений ===== **Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры** Вместо того чтобы сказать: зачем вдаваться в частности? - я [говорит Петр] просто обращаюсь ко всем. Оттого и слово **наконец**. Кроме того, спасение - это общая для всех цель и закон любви для всех один. //**Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры** Так как выше он учил различных людей, представителей различных слоев и противоположных полов подобающему им различению, теперь он увещевает всех их вместе в деле Господней веры быть единомысленными и единодушными. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры** **Все единомысленны** - то есть и цари мирские, и рабский народ, и главы церквей, и монахи, и покоренные, и мужи, и жены. Словно глава всего мира, Петр в вере все ранги Церкви соединяет в согласии. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Монах Андрей ===== **Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры** Он уже не увещевает отдельно мужчин и женщин, но вообще всем излагает закон любви, из которого произрастает всякая добродетель: сострадание, милосердие, смиренномудрие и прочие, которые он раскрыл по порядку. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение** От частных наставлений лицам отдельных состояний Апостол опять обращается к общим наставлениям всем вообще христианам, и сущность этих наставлений - заповедь о любви и ее видах и проявлениях. "Окончив частные наставления, касающиеся мужей и жен, обобщает убеждение ко всем... Говорю всем вообще. Ибо это конец, у всех одна цель - спасение, у всех один закон - любовь. Отсюда рождается всякая добродетель, смиренномудрие, сострадание, милосердие и проч. Из них "единодушие" есть совершенно безразличное согласие в чем-нибудь. "Сострадание" - сожаление к злостраждущим такое же, как и к самим себе. "Благоутробие" - расположение к ближним такое, какое должно быть и к братьям. "Благоутробие" - душевное стремление к благотворению однородным. "Любомудрие" - кротость и дружелюбие со всеми, как со знакомыми и друзьями. "Смирение" или "смиренномудрие" - перенесение хулы от другого, сознание своей греховности, перенесение обвинений, что можно было бы назвать благомыслием. "Досаждение" (ругательство) есть происходящая от дурной привычки наклонность к злословию. Сими-то добродетелями украшайтесь" (блаж. Феофил.). [<10>]