[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 3:18 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом** См. Толкование на [[new:1pet:03:17#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Пет. 3:17]] ===== Экумений ===== **потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом** Праведник страдает либо за это, либо за спасение других, как Христос. Потому Петр здесь и обращается к примеру Христа: то, что выстрадал Христос, Он выстрадал не за Свои грехи, а за наши. Поэтому [апостол] и добавляет: **праведник за неправедных**. Ведь Сам Он, как Он и явил через пророка, не совершил греха. Указывая же на Его силу и мощь, [апостол] говорит - **однажды**. Он имеет в виду, что такова была сила Страдавшего за людей, что, пусть даже они совершили и множество грехов, одного лишь страдания Господа было довольно, чтобы смягчить силу наших грехов. //**Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра.**// ===== Монах Андрей ===== **потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом** И снова он изъясняет смерть и воскресение Христа. Смотри же, как он нам проповедал сие таинство. Ведь сказав: **умервщлен по плоти, но - ожив духом**, - он как бы говорит нам, что Он умер за нашу плоть, содержимую тлением, но воскрес, как Бог. Ибо он наименовал Божество через Духа. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-20 **потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды** Обосновывая только что высказанную мысль о невинных страданиях христианина (ст. 14-17), Апостол теперь (ст. 18) говорит, что Сам Христос пострадал невинно; при этом Апостол, "чтобы показать могущество Страдавшего, прибавил: однажды" (блаж. Феофил.), а неизмеримо высшее, всемирно историческое искупительное значение страданий Христа Спасителя Апостол показал "**праведник за неправедных**"; цель же и спасительное следствие страданий Христа в том, что Он, как Истинный Первосвященник, привел нас к Богу, т.е. открыл грешному человечеству доступ к Богу, подобно тому, как ветхозаветное священство имело долг и власть быть посредником в примирении народа, оскверненного грехом, с Богом. Со второй половины ст. 18 Апостол излагает догматическое христианское учение о сошествии Христа по смерти и до воскресения в ад для проповеди дохристианскому человечеству. Состояние Христа Спасителя по смерти, у Апостола означенное выражением "**умерщвлен быв плотью, ожив же духом**", точно передано в известном пасхальном церковном песнопении "во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог..." Страдательная форма глагола Zωοποιηθεις - собств. "будучи оживотворен" - стоит у Апостола в соответствии с обычным его словоупотреблением: спасительные действия Иисуса Христа в деле домостроительства Ап. Петр обычно представляет, как действия Бога Отца: "Бог воскресил Христа" [[new:act:02:24|(Деян 2:24]]; [[new:act:03:15|3:15]]); "Христос был вознесен десницею Божиею"[[new:act:02:33| (Деян 2:33)]]. По ст. 19 Христос в оживленном или оживотворенном своем духе - но еще до воскресения Своего из мертвых сходил в подземную темницу (φυλαχή), т. е. шеол, или ад (ср. [[new:ef:04:09|Еф 4:9-10]]) с целью проповеди Евангелия (ср. [[new:mf:04:23|Мф 4:23]]) находившимся там духам. Содержанием этой проповеди могло быть только благовествование о совершившемся искуплении и его спасительных плодах, с призывами всех духов к покаянию и вере, [[new:ef:04:06|Еф 4:6]]. По верованию Православной Церкви, проповедь Христа в аду была предварена проповедью о Нем там Предтечи и Крестителя Христова (Тропарь Предтечи). В ст. 20 из всех, кому проповедовал в аду Христос покаяние и спасение, ради примера названы нечестивые современники Ноя, в свое время противившиеся или непокорные долготерпению Божию, ожидавшему их раскаяния и нарочито звавшему их к нему через Ноя, через его проповедь и самим делом построения ковчега ([[old:gen:06:03|Быт 6:3]] след). Если на столь великих грешников простерлась спасительная проповедь Господа Иисуса Христа, то, без сомнения, проповедь Его коснулась всех вообще грешников и праведников (ср. [[old:ps:015:10|Пс 15:10]]), живших до Ноя и после Ноя, до пришествия Христа. Современники же Ноя в ст. 20 названы именно для примера и, вероятно, по связи с дальнейшим течением речи Апостола (ст. 20б-21а), где он в образе Ноя с семьею, спасшихся от потопа, показывает спасение христиан через крещение; притом вообще в Новом Завете времена Ноя неоднократно представляются типическими в отношении к последующим христианским временам [[new:mf:24:37|(Мф XXIV:37]] сл. ; [[new:2pet:02:05|2Пет. 2:5;]] [[new:2pet:03:06|III:6-7;]] [[new:evr:11:07|Евр 11:7]] и др.). [<10>]