[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 3:19 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал** [Апостол] объясняет здесь ту антитезу, о которой некоторые, обращающие на нее внимание, говорят: если было полезно вочеловечение, почему [Христос] не вочеловечился гораздо ранее? Ведь Он **находящимся в темнице духам, сойдя, проповедовал**? Чтобы освободить тех, которые должны были уверовать, Он пришел к ним, находящимся на земле, во время воплощения, и они в совершенстве познали Его, явившегося в преисподней, и постигли это явление. Придя душою, Он проповедовал находящимся в аду, будучи видим среди душ как душа. Привратники ада, узрев Его, устрашились, медные двери были сокрушены, и железные засовы разбиты. Единородный возвещал страждущим душам как власть имеющий в соответствии со словом домостроительства, говоря: Вы, что в узах, выходите! Вы, что во тьме, прозрейте! Таким образом, Он и в аду проповедовал, чтобы освободить тех, которые должны были уверовать, как если [бы] Он пришел к ним, воплотившись во время их жизни. Ибо они и в аду в совершенстве познали Его. Касающееся нас домостроительство по большей части превосходит природу и предание, и потому как всем на земле Христос возвещал через пришествие плотью и уверовавшие получили пользу, так и через сошествие в ад Он освободил от уз смерти уверовавших и познавших Его. Ибо души живших в идолопоклонстве и беззаконной разнузданности, словно ослепшие из-за плотских страстей, были неспособны узреть сияние богоявления, дабы верно познать Того, Кто [пришел] для освобождения всех. //**Фрагменты.**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== **которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал** Лица же Его не видели, однако звук голоса слышали. //**Заметки на Кафолические послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал** Быв умерщвлен //по плоти,// то есть как человек; но ожив //духом//, как Бог. Под словом //Духом// разумеют Бога, а под //плотью// - человека. О первом свидетельствует евангелист, когда повествует, что Христос, истинная Премудрость, беседуя с самарянкой, сказал: //Бог есть дух//[[new:in:04:24| (Ин. 4, 24)]], а о втором свидетельствует все Священное Писание. Отсюда ясно, что Христос сугуб (двоичен) не Лицем, но естеством. **Которым** поставлено вместо //почему//. Ибо сказав, что Он умер за нас, неправедных, апостол говорит затем, что Он проповедовал и содержимым во аде. Дойдя до сего, апостол должен был еще объяснить, как смерть Христова полезна была для прежде усопших, и решить вопрос: если вочеловечение Господа было для спасения всех, то какое спасение получили прежде умершие?" Он сразу разрешает то и другое и говорит, что смерть Христова произвела то и другое вместе, надежду воскресения чрез Его воскресение и спасение усопших прежде. Ибо те, которые хорошо провели время своей жизни, и тогда получили спасение чрез сошествие Господа во ад, как думает святой Григорий. Он говорит: "Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих". Ибо от произволения каждого зависело (как требовала разумность) не оставаться бесчувственным к богатому дару Творца, но представить самого себя достойным благости Подателя. //**Толкование на Первое послание апостола Петра.**// ===== Ориген ===== **которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал** Если же место //о развязывании ремней обуви Иисуса// [[new:in:01:27|(Ин 1:27)]] имеет сокровенный смысл, его не следует обходить молчанием. Итак, я думаю, что воплощение, при котором Сын Божий принял плоть и кости, является первым [пребыванием в узах] обуви, нисхождение же в ад - что бы ни называлось адом - и странствие //в темницу духов// - вторым. Слова //не оставишь души моей в аде// [[old:ps:015:10|(Пс 15:10)]] из Псалма 15 сказаны о нисхождении [Христа] в ад; а о странствии в темницу духов говорит Петр в кафолическом послании: //Быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега// [[new:1pet:03:18|(1 Пет 3:18-20)]]. Итак, могущий в соответствии со своим достоинством объяснить оба странствия, способен //развязать ремни обуви Иисуса// [[new:in:01:27|(Ин 1:27)]]. //**Комментарии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Тертуллиан ===== **которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал** Он [Христос] спустился в преисподнюю, чтобы на том свете сделать патриархов и пророков причастными к спасению. //**О душе.**// ===== Пруденций ===== **которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал** Чтоб спасенья дар не минул тех, кто в преисподней скрыт, В самый Тартар Он вступает сквозь крушимые врата - Прочь запоры, петли с корнем вырваны из косяков. Для входящих отверзаясь, двери выход стерегли, Ныне ж убраны препоны, возвращает мертвых ад, И от черного порога душам путь вовне открыт. //**Гимны на всякий день.**// ===== Аммоний ===== **которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал** Спросил меня ученый Кесарий, все ли души освободил от уз Иисус, Слово Божие, сойдя во ад? Я ответил: да. Далее он сказал: и Иуда был освобожден? Да, я сказал, разумеется. Ибо когда Вседержитель присутствует, невозможно для тирана и его слуги, я имею в виду смерть, более удерживать пленников. Итак, что же, говорит, сотворил Господь? Возвестил как на земле, так и всем тем, кто в аду, о том пути, который ведет в жизнь вечную, чтобы веровали в Отца и в Него, вочеловечившегося и умершего за нас и сошедшего в ад, и во Святого Духа; и уверовавших Он вывел вместе с Собой [из ада], не уверовавших же Он оставил внизу опять в прежнем их состоянии. А Иуде, возвестил ли Он и дал ли ему возможность в покаянии последовать Ему? Я ответил, что так не думаю, ведь излишним было проповедовать знающему [истину], ведь если собирающиеся креститься сразу оглашаются относительно таинств, то и Иуда не только был научен таинству и принял его, но и проповедовал его другим и удостоился принять божественную благодать, так что изгонял бесов и совершал исцеления. Позднее же по своему свободному выбору он, отвернувшись, потерпел крушение. Ведь он не был отвергнут Христом, как ты мне говоришь, ведь не постыдился и после того, как Иисус умыл ему ноги вместе с одиннадцатью, от обличения отвратиться и остался верен своей цели. И не говори мне, что он невольно совершил зло, ведь этого [мнения] не придерживается никто из христиан, как, пожалуй, и ни один благочестивый человек. Ведь и сам Иуда ни на кого не возложил вину за свое преступление, кроме себя самого. //**Фрагмент.**// ===== Лопухин А.П. ===== **которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал** См. Толкование на [[new:1pet:03:18#lopuxin_ap|1 Пет. 3:18]] [<10>]