[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 3:21 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа** Если есть некая благодать в воде, то она не в естестве воды, но в присутствии Духа. Ибо **крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести**. //**О Святом Духе.**// ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа** Просвещение есть светлость душ, изменение жизни, //вопрошание совести//, которая от Бога. //**На святое Крещение.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа** Наконец сам Петр, также доказывающий и защищающий единство [Церкви], передавал и наставлял, что мы можем спастись крещением через одно только единство Церкви. <...> Ведь как при том крещении мира, которым была очищена древняя несправедливость, кто не был в Ноевом ковчеге, не смог спастись через воду, так же и теперь невозможно через погружение в воду считаться крещеным, кто не крещен в Церкви, основанной на таинстве единого ковчега в Господнем единстве. //**Послания.**// ===== Блж. Августин ===== **Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа** И имеющих нечистую совесть, которая полна всяких дурных поступков и преступлений и не тронута раскаянием в этих злодеяниях, спасет, тем не менее, крещение. Ибо благодаря тому основанию, которое присуще и самому крещению, пусть даже от огня, они спасутся. //**О восьми вопросах Лульсиция.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 21-22 **Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшел на небо** Связь такая: так и нас спасает ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но вопрошение или выпрашивание доброй совести пред Богом. Ибо сознающие за собой доброе, то есть привязанные к жизни непорочной, они-то и прибегают ко святому крещению. Что же делает крещение спасительным? Воскресение Христово. Ибо прежде страданий и воскресения Своего Христос объявил: если //кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие// [[new:in:03:05|(Ин. 3, 5)]], а по воскресении заповедал крестить все приходящие народы //во имя Отца и Сына и Святого Духа// [[new:mf:28:19|(Мф. 28, 19)]]. **Пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы** Кому это //ему//? Принятому Им в единение с Собой человеку. ===== Монах Андрей ===== **Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа** То есть эта вода не была образом. Ведь подобно тому как та вода наказывала злых, а благих сохранила, так и эта удушает злых демонов, но спасает приходящих к ней. Показывает же апостол, какой силой является крещение, и учит, каким образом оно есть омовение грехов души и как мы нуждаемся в нем. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-22 **Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы** В понятии исторического всемирного водного потопа Апостол теперь берет не карательную, а спасительную его сторону, чем обусловливается и конструкция речи [[new:1pet:03:20|ст. 20]]:** "спаслись от** (точнее с греч. dia: посредством) **воды**". Апостол "представил, что спасение проповедовалось людям от начала, но они по наклонности своей к суете пренебрегали им, и в то время как людей было бесчисленное множество, только восемь душ покорились проповеди и спаслись в устроенном ковчеге. Так как спасение было в воде, то он, кстати, относит это к святому крещению и говорит, что вода эта указывала на наше крещение, ибо и оно погубит непокорных бесов и спасает с верою приходящих в ковчег, т. е. в Церковь, и как вода смывает нечистоту, так и крещение, только оно производит отложение нечистоты не плотской, но при посредстве внешнего знака производит омытие скверны душевной. Оно есть как бы залог и вручение доброй совести пред Богом" (блаж. Феофил.). Крещение, преобразованное потом (antitupon), Апостол по существу определяет частью отрицательно, противополагая его многообразным иудейским омовениям, очищавшим только телесную, но не душевную нечистоту, - частью положительно как "**обещание Богу доброй совести**" (συνειδήσεως αγαθής έπερώτημα εις θεόν), чем Апостол выражает и даруемую при крещении от Бога благодать прощения или очищения грехов и примирения с Богом, с другой же стороны - и молитву крещаемого о сохранении этой доброй совести и на будущее время. Эта сила крещения коренится в воскресении Иисуса Христа и последующем вознесении Его на небо, причем Ему, как Богочеловеку, свободно покорились небесные духи ([[new:1pet:03:22|ст. 22]]. Ср. [[new:evr:01:04|Евр 1:4]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]