[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 4:5 ====== ===== Блж. Августин ===== **Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых** Таким образом, то, что потом сказано о неверующих: **Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых**, - не значит, что под **мертвыми** здесь мы должны понимать тех, кто умер физически. Ибо может статься, что **мертвыми** он назвал неверных, то есть мертвых душою, о которых говорится: //Предоставь мертвым погребать своих мертвецов// [[new:mf:08:22|(Мф 8:22]]; [[new:lk:09:60|Лк 9:60)]], а живыми - верующих в Него, которые слушали не напрасно. //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых** Связь такая: эти, злословящие вас, дадут ответ Судящему всех живых и мертвых. Судятся и мертвые. Это видно из сошествия Господа во ад. Ибо, явившись туда после крестной смерти, Он проповедал и там, как на земле, проповедал не словом, а делом. И как пребывание Его в мире для тех, которые с готовностью признали Его, послужило в оправдание, а для тех, которые не признали Его, в осуждение: так и из содержимых во аде тем, которые жили по плоти, Он явился на осуждение, а тем, которые жили по духу, т.е. вели жизнь духовную и добродетельную - на славу и спасение. Посему и справедливо называется Судиею живых и мертвых. Иначе объясняет св. Кирилл. Мертвыми здесь он называет тех между язычниками, которые умертвили себя названными (в 3 ст.) грехами, о которых и молит апостол, чтобы они обратились и отдали неукоризненный ответ Имеющему судить живых и мертвых. Живыми и мертвыми называет также праведных и грешных, которым Бог Слово, явившись во плоти, благовествовал Царство Небесное. Те грешники, которые приняли Его заповеди, сами как люди судят себя плотью, то есть осуждают в настоящей человеческой жизни плоть свою на посты, повержения на землю, слезы и прочие злострадания, чтобы жить по Богу духом, одушевляясь в этом случае изречением апостола: //если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется// [[new:2kor:04:16|(2 Кор. 4, 16)]]. //**Толкование на 1-е послание Петра.**// ===== Север Антиохийский ===== **Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых** Здесь говорится о будущем [суде] в слове кратком и достоверном, и со всякой простотой, что ничто не воспрепятствует [Богу], все ведь пред Ним, судящим праведных и грешных, нагими предстанут. Ибо Он будет судить тогда и отделит одних от других, как сказал Спаситель: //и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую// [[new:mf:25:33|(Мф 25:33)]]. //**Фрагменты.**// ===== Монах Андрей ===== **Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых** Некоторые говорят, что **живыми** он называет души, а **мертвыми** - тела: ведь невозможно, чтобы душа без своего тела пришла на суд. Однако здесь он называет **живыми** праведных, так как праведные дела необходимы для будущей жизни. **Мертвыми** же называет грешников, умерщвленных согрешениями и умирающих через мертвые дела. И ведь не только праведным, но и более грешным и умерщвленным прегрешениями было проповедано Евангелие, чтобы они сами судили себя, по-человечески вынося себе приговор. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом** Данное Апостолом выше [[new:1pet:03:18|(III:18-22)]] изображение лица и дела Иисуса Христа здесь, в ст. 5, восполняется новою чертою - усвоением Христу последнего суда над живыми и мертвыми (ср. [[new:mf:25:41|Мф 25:41]]; [[new:in:05:22|Ин 5:22]], [[new:in:05:25| 25]]; [[new:1kor:15:24|1Кор.15:24)]]. При этом, желая показать всеобщность этого суда, распространение его на всех людей без изъятия, Апостол в ст. 6 снова, как и в [[new:1pet:03:19|III:19-20]], вспоминает о проповеди Иисуса Христа в аде, причем слышавшие проповедь Господа обитатели ада опять берутся лишь как пример воздействия Евангелия на людей, основная же мысль та, что всему человечеству от первого пришествия до второго будет благовествовано Евангелие. Ближайшая мысль ст. 6 такая: когда Господь посетил находящихся в аду, то одни, которые в мире сем жили по плоти, осуждены, а другие, которые жили духовно, или воскресли вместе с Господом, ибо многие тела усопших святых восстали [[new:mf:27:52|(Мф XXVII:52)]], или оживились доброю надеждою (блаж. Феофил.). [<10>]