[<10>] ====== Толкования на 1 Пет. 5:8 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить** То, что [дьявол] по всей земле под небесами слоняется и рыщет, как бешеный пес, ища, кого бы пожрать, мы узнаем из написанного об Иове. //**Проповедь об отвержении мира.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== Ст. 8-9 **Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире** Рыканием означает вредоносное неистовство врага, а словами **«противитеся мужественно»** показывает, какую силу должны приобрести от подвига борющиеся со зверем, частыми упражнениями ежедневно укрепляя естественную свою силу. Ибо не сказал: «Убегайте или уклоняйтесь от скрежещущего зубами зверя», но повелел противостоять ему, бодро идти против него, зная, что всякий имеет силу защитить свою безопасность и для этой защиты у всех есть природные и неотъемлемые оружия. **//К монаху Агафию.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить** Христос именуется львом по царственному достоинству и по неодолимости <...> а праведник по небоязливости и бесстрашию <...> дьявол же - по зверству и кровожадности, ибо **ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить**. //**Письма.**// ===== Блж. Августин ===== **Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить** Кто избежал бы пасти этого льва, если бы не победил Лев от колена Иуды? //**Проповеди.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 8-9 **Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою** На тех, которые привыкли спать душевно (а это значит быть поглощенными суетой) и чрез то обременяют трезвость души, нападает лукавый зверь отчаяния. Предостерегая от сего, ученик Христов убеждает всегда бодрствовать и беречься сеятеля плевелов, чтобы, когда мы спим, то есть ведем жизнь беспечную и ленивую, он тайно не насеял лукавых помыслов и не отвлек от истинной жизни. Потому что он, говорит, непрестанно обходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Святой Иустин-мученик причину такого неослабного коварства и наветов со стороны диавола полагает в том, что диавол до пришествия Господня ясно не знал, сколь сильно его наказание, так как святые пророки выражались об этом загадочно (так Исаия всю печальную историю и судьбу диавола прикровенно изобразил в лице ассириянина: [[old:is:18:04|(Ис. 18:4-27)]], а когда с пришествием Господа диавол ясно узнал, что ему и ангелам его предлежит и уготован //вечный огонь// [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41)]], с тех пор он непрестанно строит верующим ковы, желая многих сделать общниками своего отступления, чтобы не одному терпеть бесславие осуждения, и в этом находить холодное и злобное утешение. **Зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире** Вероятно, много скорбей за Христа претерпевали те, которым писал это апостол Петр; потому-то он и утешает их в начале и в конце послания, - в начале тем, что они становятся общниками в страданиях Господа и наследниками имеющей открыться славы, а здесь тем, что страдают не они только одни, но и все верующие, живущие в мире. ===== Экумений ===== **Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить** Объясняя, почему [дьявол] столь усердно строит нам козни, святой Иустин Мученик говорит, что до пришествия Господа дьявол не знал точно, сколь великое наказание ждет его. Когда же Господь пришел [в мир], дьявол доподлинно узнал что и ему самому, и его ангелам предуготован и предназначен вечный огонь, и с тех пор непрестанно злоумышляет против верующих, желая привлечь как можно больше соучастников своего отпадения, дабы не он один, упорствуя, терпел позор. //**Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра.**// ===== Аврелий Пруденций ===== **Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить** С рыком ходит вокруг, пожрать нас хочет, Злые зубы свои острит во гневе, Ведь мы только к Тебе, Господь, взываем. //**Гимны на всякий день.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире** Но предавать себя воле Божией, Промыслу Божию не значит предаваться беспечности: беспечность противна Божию попечению о людях и крайне гибельна для их нравственного состояния уже потому, что люди окружены темными силами, поставляющими всяческие соблазны и препятствия их спасению. Апостол с отеческою любовью и заботливостью предостерегает читателей от опасной беспечности, которою особенно пользуется на гибель людей диавол. "На тех, которые привыкли спать душевно (а это значит быть поглощенным суетою) и через то обременяют трезвость души, нападает лукавый зверь отчаяния. Предостерегая от сего, ученик Христов убеждает всегда бодрствовать и беречься сеятеля плевелов, чтобы, когда мы спим, т. е. ведем жизнь беспечную и ленивую, он тайно не насеял лукавых помыслов и не отвлек от истинной жизни" (блаж. Феофил.). Противник или враг рода человеческого - диавол здесь (ст. 8) за жестокость и лютость сравнивается со львом, который с рыканием ищет добычи своей жадности и с этою целью обходит землю (ср. [[old:iov:01:07|Иов 1:7)]] и причиняет гибель и вред всякого рода беспечным и нерадивым. Апостол поэтому сильно возбуждает внимание и энергию верующих к борьбе с исконным врагом людей:** "противостойте ему твердою верою"** (ст. 9), что близко напоминает соответствующее наставление Ап. Иакова [[new:iak:04:07| (IV:7).]] Побуждением к безропотному терпению скорбей и к борьбе с диаволом Апостол указывает и ту мысль, что страдания - общий удел первохристиан. "Вероятно, много скорбей за Христа претерпевали, которым писал это Апостол Петр: потому-то он и утешает их в начале и в конце послания, -там тем, что они становятся общниками в страданиях Господа, а здесь тем, что страдают не они только одни, но и все верующие, живущие в мире" (блаж. Феофил.). [<10>]