[<10>] ====== Толкования на 1 Сол. 4:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда** См. Толкование на [[new:1sol:04:02#svt_ioann_zlatoust|1 Сол. 4:2]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда** См. Толкование на [[new:1sol:04:02#svt_kliment_aleksandrijskij|1 Сол. 4:2]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **сия бо есть воля Божия, святость ваша, хранити себе самех от блуда** **Бо** — ибо. Доказательство приводит на сказанное пред сим, что повеления, данные им, даны от лица Господа. Как бы так: ибо то, на чем я настаивал, бывши у вас, и о чем теперь напоминать буду, не совет мой есть, а прямая воля Божия. Слова: **сия бо есть воля Божия** — или стоят как заглавие: ибо вот воля Божия — святость и прочее. В этом случае они сокращенно будут выражать высказанный уже общий закон; или относятся прямо к святости. В этом случае они заповедь о чистоте возвышают до особенной исключительной воли Божией, как бы так: ничего так не требует от вас Бог, как святости — чистоты. Это последнее, кажется, и имелось у Апостола в виду. Напрягает обязательство к чистоте, по трудности отучить от нечистоты, которая в язычестве так была обща, что и грехом не считалась. Повреждение падшей природы человека больше всего сделало человека падким на плотские грехи. Язычники разливались в блуде; в ряду их и солуняне, может быть, открытее, если не больше других. Почему Апостол и устно более говорил против него, и теперь письменно наставление о сем ставит на первом месте и освящает его волею Божиею. Святой Златоуст говорит при сем слове: «Заметь, что он никогда ни на что другое так часто не намекает, как на это. И в другом месте пиша, заповедует //мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа// [[new:evr:12:14|(Евр. 12, 14)]]. И Тимофею сказал: //чиста себе соблюдай// [[new:1tim:05:22|(1 Тим. 5, 22)]]. И во многих местах найдем это, и в послании к Римлянам, и во всех других посланиях. И подлинно, зло сие для всех пагубно». Экумений прибавляет: «В каждом послании многое предлагает слово о целомудрии. Ибо знал, что нет страсти необузданнее, трудно исправимее». **Святость**, — αγιασμος — означает иногда освятительное действие благодати Божией в таинствах ([[new:1pet:01:02|1 Пет. 1, 2]]); иногда очистительное действие благодати, приемлемое свободою, как нравственное освящение, очищение, исправление души ([[new:1kor:01:30|1 Кор. 1, 30]]); иногда состояние нравственной чистоты, установившийся нрав жить чисто и непорочно по всем заповедям Божиим: //святи будите, якоже Аз свят есмъ//, требует Господь ([[new:1pet:01:16|1 Пет. 1, 16]]). В настоящем случае, очевидно, разумеет Апостол святость в последнем значении, и притом в отношении к чистоте души и тела от страсти похотной, как показывают следующие слова: **храните себе от блуда**, кои по ходу речи суть прямое объяснение слова: **святость**. Общую нравственную чистоту можно только доразумевать в сем тексте на том основании, что без нее невозможно образоваться и устоять в чистоте от страсти похотной, или целомудрию, в его полном значении и силе. **Хранити себе от блуда** — объясняют святость. «Сказал, что воля Божия требует святости, потом дает знать, какую добродетель называет святостию» (Феодорит). **Хранити себе**, в греческом воздерживаться, держать себя подал ее от чего, удаляться. Под блудом же разумеет всякого рода плотскую нечистоту. «Много видов бесчиния, многообразны и многоразличны любострастные наслаждения, о которых и говорить несносно. (Все их отсекает одним словом: **хранити себе от блуда**») (Златоуст). //**Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда** См. Толкование на [[new:1sol:04:02#prp_efrem_sirin|1 Сол. 4:2]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда** Подвизаясь в святых добродетелях, мы с помощью благодатных сил Святых Таинств постепенно освящаемся, становимся святыми в мыслях, чувствах, намерениях и делах. Таким образом в нас освящается сердце, душа, совесть, желание, тело и все наше существо. Для нас, людей, Божия воля состоит в освящении нашем. Через Евангелие Богочеловек Христос открыл Свою волю о нас: Он хочет нашей святости. Через исполнение святых заповедей Божиих мы становимся святыми. Святость приходит с постепенным освящением нас святыми добродетелями. Каждая добродетель изгоняет из нас все несвятое, греховное и грехолюбивое до тех пор, пока не совершит полного освящения нашего естества, поскольку в нашей власти дать наши уды на служение греху и его похотям, но одновременно в нашей власти и дать уды наши на служение Богу и правде Его. Рабы греха вследствие грехолюбия приходят к одному концу – смерти, а рабы Божии через святость достигают другого конца, который бесконечен, – вечной жизни (см.: [[new:rim:06:20|Рим. 6:20–23]]). Спасение есть не что иное как освящение нашего существа Духом Святым через Святые Таинства и добродетели (см.: [[new:2sol:02:13|2 Фес. 2:13]]). Божественный пример святости в человеческом существе – это Богочеловек, Господь Иисус Христос! Он есть освящение наше: //От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением, и искуплением// [[new:1kor:01:30|(1 Кор. 1:30)]]. Им совершается освящение всего нашего человеческого существа и через это достигается спасение. Соединенные посредством Святых Таинств и добродетелей с Ним, Единым Святым, мы, христиане, достигаем спасения от смерти, греха и диавола. От этой всегубительной "троицы" нас избавляют только святые богочеловеческие силы Христовы, действующие в нас. И действуют они в нас, поскольку мы являемся членами богочеловеческого Тела Христова, Церкви, в которой непрерывно живет вечно живой и Воскресший Господь и действует посредством Своих божественных всеосвящающих сил. Богочеловеческая истина и действительность состоит в том, что освящающий и освящаемые, все – от Единого; //поэтому Он не стыдится называть их братиями// [[new:evr:02:11|(Евр. 2:11)]]. Да, наше спасение заключается в благодатной жизни в Едином Святом и с Единым Святым, в восприятии Его божественных сил как творческих сил нашей души, сердца, ума, совести, желания и всего нашего существа. Грех, оскверняющий человеческое существо, не только душу, но и тело, – это блуд, поскольку блуд происходит в душе, хотя творится телом, так что грешит и тело, и душа. Тело есть единственный орган души, а душа есть источник не только добродетелей, но и грехов, //ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления// [[new:mf:15:19|(Мф. 15:19)]]. И в то время как остальные грехи – зависть, ненависть, злоба, гордость – творятся душой, внося в нее разрушительные силы, блуд совершается телом. //Итак, бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела// [[new:1kor:06:18|(1 Кор. 6:18)]] и таким образом оскверняет все человеческое существо: как душу, так и тело. Блуд человек совершает своим телом; как творение Божие тело по природе чисто, свято и безгрешно, поскольку таким оно создано. По неизреченному Своему человеколюбию Господь дал человеку богоподобную душу и безгрешное тело. Не только душа, но и тело даны человеку от Бога, поскольку и то, и другое сотворены для бессмертия, вечности и непорочности, а не для греха, смерти и мучения. //Тело не для греха, а для Господа, и Господь для тела// (см.: [[new:1kor:06:13|1 Кор. 6:13]]). Так же и душа. Но когда душа живет грехом, она удаляется от Бога и своим состоянием свидетельствует, что она не для Господа и не хочет Его, но хочет противоположного Ему, хочет греха, зла и диавола. Войдя в душу, грех простирается и на тело, которое есть естественный, богоданный орган души. Грехом оскверняется как тело, так и душа. Как только воплотился Господь и стал человеком, Он как Богочеловек показал, какой должна быть в действительности человеческая душа – безгрешной и святой и каким должно быть тело – столь же безгрешным и святым. В Богочеловеке Христе мы видим истинную человеческую душу и истинное человеческое тело, а душа и тело любого другого человеческого существа омрачены, искажены, умерщвлены грехом, смертью, злом и диаволом. Святая человеческая душа, святое человеческое тело в Господе Иисусе Христе, а Он здесь, среди нас, в Церкви Своей, чтобы даровать нам святость тела и души. Действительно, с Него начинает существовать новый человек, святой, богочеловеческий, человек со святой душой и святым телом – человек, который, приобщаясь богочеловеческой жизни Церкви, получает от Господа Иисуса Христа святые благодатные силы посредством Святых Таинств и добродетелей, чтобы смочь с их помощью освятить и тело, и душу и вернуться к первоначальной святости и непорочности. Каждый христианин должен осознавать, что пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. //Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела// [[new:1kor:06:13|(1 Кор. 6:13)]]. Поэтому и тело христианина Господь Иисус Христос сделал органической частью Своего богочеловеческого тела, Церкви. И таким образом, //соединяющийся с Господом есть один дух с Господом// [[new:1kor:06:17|(1 Кор. 6:17)]]. Исторгая из себя всякий грех силой божественной благодати, которая подается в Святых Таинствах и добродетелях, христианин становится храмом Святаго Духа, а его жизнь – непрестанным богослужением, и она вечно остается служением единому истинному Богу и Господу Иисусу Христу в святости и правде (см.: [[new:1kor:06:19|1 Кор. 6:19–20]]). //**Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 3-5 **ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога** Ведь это тот недуг, о котором апостол говорит, обращаясь также и к тем верным, которые связаны узами брака: **Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога**. Итак, пусть всякий верный, связанный узами брака, не только не пользуется чужим сосудом, как поступают те, кто вожделеет чужих жен, но и свой собственный, который нужно соблюдать, познает не в страсти плотского вожделения. Не следует понимать так, словно апостол запрещал сожительство в браке, то есть честное и дозволенное. //**О браке и вожделении.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо воля Божия есть освящение ваше** То есть целомудрие. Везде он заповедует об этой добродетели, и в Послании к Тимофею ([[new:1tim:05:22|1 Тим. 5:22]]), и к Коринфянам ([[new:1kor:06:06|1 Кор. 6:6]]), и к Евреям ([[new:evr:12:14|Евр. 12:14]]). Ибо особенно сильна страсть и требует поэтому многих и постоянных лекарств. **чтобы вы воздерживались от блуда** Много различных видов этой страсти, о которых и говорить несносно, а потому просто сказал: **от всякого блуда**. //**Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-8 **ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго** Здесь Ап. касается самого больного места в нравственной жизни Ф-ких христиан, сведения о которой он получил через Тимофея. Недавно обращенные Ф-цы не могли сразу порвать связи с своим прошлым, когда многое считалось безразличным, особенно, в области половой жизни. Апостол вновь здесь напоминает Ф. постановление Иерусалимского собора: //"храните себе самех от блуда"//, ибо //"воля Божия"//, уже освятившая их, требует от них совершенной чистоты. Отсюда - необходимо, чтобы каждый умел (eidenai - знать, как результат навыка, "ибо чистота не мимолетный пульс, но упражнение, навык" - Lightfoot) "to eautou skeuoV ktasqai" -// "соблюдать свой сосуд" в святости и чести"// (русс. пер.). Здесь главное затруднение возникает от того, как понимать слово skeuoV. Возможны два понимания; по одному - skeuoV - это наше //тело//, по другому - это метафорическое выражение, употребленное здесь вместо слова "//жена//". Второе толкование защищают Феодор Мопсуетский и Блаж. Августин (suum vas possidere, hoc est, uxorem suam в с. jul. Pelag. IV:10) и многие современные комментаторы. Название жены "//сосудом//" не есть нечто неожиданное (хотя [[new:1pet:03:07|1 Пет. III:7]] сюда не имеет отношения); оно встречается у раввинических писателей; а глагол ktasqai в значении "//жениться//" - употребляется у LXX [[old:ruf:04:10|(Руфь IV:10]] и др.). Если принять это толкование, то мысль будет отчасти та же, что и в [[new:1kor:07:02|1 Кор. VII:2,]] хотя с иным несколько оттенком. "Хотя со стороны отрицательной porneia воспрещается, со стороны положительной одинаково ясно внушаются чистота и святость в отношении к заповеди Божией, данной в [[old:gen:01:28|Быт I:28]]" (Ellicott Thessalonians, стр. 53). Но против этого толкования можно указать на два соображения: а) слово skeuoV в этом смысле нигде не встречается в Н. 3. ; и б) если бы Ап. воспользовался этим выражением, мы были бы вправе приписать ему крайне низкий и чувственный взгляд и на женщину и на брак. Лучше, поэтому, остановиться на первом толковании, принятом у Тертуллиана (Caro... vas vocatar apud Apostolam, quamjubet in honori tractare - De resurrectione carnis. 16), Златоуста, Феодорита и др. Название тела сосудом встречается еще в древности - так, напр., у Лукреция в его De rerum natura, III:440: "corpus, qaod vas quasi constitit ejus"... Есть такое употребление выражения и у самого Ап. Павла во [[new:2kor:04:07|2 Кор. IV:7]], и встречается у мужей Апостольских, напр., у Ап. Варнавы в его послании, гл. VII, "to skeuoV tou pneumatoV", трудность заключается лишь в глаголе ktasqai, который в данном случае нужно будет перевести словом "//обладать//", "//хранить//", каковой смысл этот глагол имеет лишь в прош. сов. kekthsqai. "Но если судить по данным из папирусов, то, по-видимому, можно думать, что по крайней мере в обычной разговорной речи это значение уже не было связано исключительно с прош. врем. " (Milligan, op. с. 49 стр.). "Не в страсти похотения" - когда похоть приобретает характер не вне стоящего обольщения, а внутри действующей страсти, внутреннего соуслаждения греху, принципа, властвующего над внутренним человеком [[new:rim:06:12|(Рим VI:12)]]. "//Как и язычники, не знающие Бога"// - разврат языческого мира, по мысли Ап. Павла обязан своим существованием неведению истинного Бога. "Св. Павел ничего не знает о распространенном (но поверхностном) разделении между религиею и моралью. Он смотрит на последние как на нечто неразделимое" (Lightfoot, op. с. 56). Ст. 6 продолжает разъяснять мысль ст. 3-4. Ст. 3-4 запрещает pornia, ст. 6 указывает на крайнюю предосудительность moiceia. Так по поводу этого стиха Св. Златоуст говорит: "entauqa peri moiceiaV fhsin; anwterw de kai peri porneiaV pashV" (Migne, Series Graeca, tom. 62, стр. 424). Понимать этот стих в смысле запрещения лихоимства и корыстолюбия не позволяет, во первых, контекст речи, и особенно ст. 7, и, во вторых, выражение to pragmati (//"в вещи"// - по слав. ; по русс: //"ни в чем"//), которое, будучи с членом, прямо указывает на предмет, о котором теперь идет речь - т. е. на грехи плотской похоти. Ст. 7 ярко указывает на то, почему Ф. должны удерживаться от блуда и прелюбодеяния: они призваны Богом не к нечистоте, а к святости. Последняя должна быть всепроникающей атмосферой, в которой должна расти и протекать жизнь христианина. Отвергающий это состояние отвергает Бога, давшего ему залог освящения - Св. Духа. "Этот дар Духа, как бы так говорит Ап., ставит вас в совершенно иное отношение к Богу, чем то, в котором вы были прежде. Этот дар - свидетельство в ваших душах против нечистоты. Этот дар - знак, что Бог освятил вас для Себя, но он и залог отмщения, если вы оскверните то, что уже не принадлежит вам, а Богу" (по Lightfoot'у, op. с. стр. 58). Сравни [[new:1kor:03:16|1 Кор. III:16]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]